Все смешалось в Минприроды – отходы, вторсырье - Лига переработчиков макулатуры

САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АССОЦИАЦИЯ "ЛИГА ПЕРЕРАБОТЧИКОВ МАКУЛАТУРЫ"

позвонить нам: (495) 137-73-55 схема проезда карта сайта
Главная склонность человека направлена на то, что соответствует природе.
Цицерон Марк Тулий

Все смешалось в Минприроды – отходы, вторсырье

Минприроды подготовило два проекта постановлений правительства, существенно меняющих правила игры в сфере раздельного сбора и коммерческого учета твердых коммунальных отходов (ТКО). Авторы документов намерены отнести раздельно собранные вторичные ресурсы к ТКО. Региональных операторов этого рынка при этом ведомство предлагает наделить полной властью в коммерческих отношениях с физическими и юридическими лицами – вплоть до права отказывать в заключении договора на вывоз отходов, если он не соответствует интересам территориальных монополистов.

https://admin.cgon.ru/storage/nUDtQry90t1axP3RSrioe6v3TeIv6UcOozRGueBm.png

Опубликованные Минприроды для оценки регулирующего воздействия проекты постановлений правительства «Об утверждении правил обращения с ТКО» и «Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО» заметно меняют действующие с 2016 г. требования к раздельному сбору отходов и отношения между их собственниками и региональными операторами, отвечающими за вывоз бытового мусора. Причиной появления проектов, как сообщает ведомство, стал одобренный вице-премьером Викторией Абрамченко план перехода к раздельному сбору ТКО.

Уточенными по просьбе Минэкономики проектами, в частности, предлагается ввести такие понятия, как «мусороперегрузочные станции» и «пункты приема вторичных материальных ресурсов». Из предыдущей версии документа перешло требование цветовой индикации контейнеров для разных видов вторсырья. Описывая содержание контейнеров, авторы проекта не разделяют понятия отходов и вторсырья. В результате предлагается установить, что «обращение с раздельно накопленными ТКО, складирование которых осуществляется в местах (площадках) накопления ТКО, обеспечивается в соответствии с правилами обращения с вторичными материальными ресурсами (ВМР), установленными правительством РФ».

При этом в описании содержимого контейнеров обнаруживается все, кроме упаковки, для которой цвета не нашлось, – притом что она занимает до 50 % объема ТКО.

«Раздельно собранный пластик и стекло – это вроде и не ТКО, а ВМР. Как у регулятора получается так смешивать термины и определения, непонятно», – говорит независимый отраслевой эксперт Михаил Киселев. Он удивлен отсутствием цветовой индикации контейнеров для упаковки: «За весь ее объем с 2022 г. будут отвечать производители. Куда население должно выбрасывать упаковку, ведь за ее сбор, транспортировку, обработку и утилизацию оно уже заплатило в цене товара? В контейнер для ТКО и платить еще раз?»

 

Руководитель лаборатории по исследованию финансовых, управленческих и технологических основ экономики замкнутого цикла РАНХиГС Содном Будатаров полагает, что Минприроды смешивает ВМР и ТКО, потому что играет на стороне регоператоров, убирая с рынка частных сборщиков вторсырья, которые не смогут собирать его у жителей на площадке – после того как с рынка с появлением регоператоров были убраны частные перевозчики отходов.

Минприроды намеривается передать право собственности на все ТКО, которые находятся на площадке, региональным операторам, – даже если они уже собраны раздельно другим сборщиком или самими гражданами и фактически уже являются ВМР. И поскольку регоператоры по закону имеют право работать лишь с ТКО, нормативное определение того, что находится в контейнере, имеет принципиальное значение.

В отличие от действующего постановления о коммерческом учете ТКО, в проекте Минприроды вводит массу ограничений возможности заключать договоры на вывоз отходов не по факту их образования, а по нормативу.

В документе все зависит от решения регоператора, который будет «вправе при заключении договора отказать собственнику жилого дома» в оплате по факту. По словам господина Будатарова, одна из причин отказа противоречит нормам Жилищного кодекса, поскольку требует единовременного перехода всех собственников (а не их большинства) к оплате по факту накопления. «В проекте правил подход к учету расчетным способом на базе нормативов очевидно преобладает над реальным учетом на базе средств измерения. Это усложняет задачу установления объективной истины в вопросе о реальном количестве мусора, которым предстоит управлять», – говорит Анна Стрежнева, старший юрист практики недвижимости, строительства и экологического права PwC Legal.

Михаил Киселев добавляет: «Идея понятна, раздельно собранные отходы – это ТКО, поэтому затраты на их сбор и транспортировку должны включаться в тариф, а потом они в соответствии с правилами обращения с отходами становятся ВМР, выручка от реализации которых теперь остается у оператора. Издержки – народу, прибыль – оператору». Содном Будатаров и вовсе полагает, что «проект постановления о коммерческом учете носит коррупционный характер, препятствует созданию экономики замкнутого цикла, внедрению принципа «больше разделяешь – меньше платишь», лишая граждан стимула разделять отходы».

Источник: www.kommersant.ru