/
2 августа 2024
486

В России планируют усилить ответственность за нарушение оборота древесины

В России планируют усилить ответственность за нарушение оборота древесины

О том, что власти начнут штрафовать лесопромышленников за нарушение правил оборота древесины впервые заговорили в ноябре 2023 года, а весной документ приняли в первом чтении. Спустя ещё несколько месяцев правительство окончательно одобрило законопроект о введении административной ответственности за несоблюдение обязательных требований в сфере оборота древесины и приняло его сразу же во втором и третьем чтениях. Обновлённые нормы будут внесены в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП).

За что придётся платить?

Документ предполагает внесение поправок в упомянутый кодекс в связи с введением в Лесном кодексе федерального государственного надзора в области транспортировки, хранения древесины, производства продукции деревопереработки и учёта сделок с ней.

Законопроектом предусмотрены крупные штрафы за различные нарушения. Например, за внесение во ФГИС ЛК несоответствующих установленным правилам сведений о характеристиках древесины должностным лицам придётся заплатить от 25 тыс. до 35 тыс. рублей. Юрлица получат штраф на сумму от 150 тыс. до 200 тыс. рублей, а ИП — от 50 тыс. до 100 тыс. рублей. 
Административная ответственность предусмотрена и за транспортировку леса без ЭСД. Штраф для должностных лиц составит от 20 тыс. до 40 тыс. рублей, для ИП — от 100 тыс. до 200 тыс. рублей, для юрлиц — от 200 тыс. до 400 тыс. рублей.
Повторные нарушения документ тоже не оставит без внимания. За такой проступок должностные лица заплатят от 40 тыс. до 50 тыс. рублей, ИП — от 200 тыс. до 300 тыс. рублей, а юридические лица — от 400 тыс. до 500 тыс. рублей. Древесина и транспортные средства при этом могут попасть под конфискацию. 

Также законопроектом предлагается ввести в КоАП денежные санкции за непредоставление данных о расположении объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, об их производственных мощностях и о лицах, владеющих ими. Кодекс могут дополнить статьёй об ответственности за нарушение запрета на пребывание в лесах с машинами и оборудованием для рубки, а также для транспортировки древесины из леса без законных оснований.

Чем это может обернуться на деле?

Российские власти и игроки отрасли давно отмечали, что вопросам регулирования оборота древесины необходимо уделить внимание.

Андрей Гончаров, первый вице-президент Национальной ассоциации лесопромышленников «Русский лес» отметил: «Деловое сообщество выступает за усовершенствование системы регулирования в сфере лесного хозяйства для решения проблемы несанкционированных вырубок. Несанкционированные рубки и незаконный оборот древесины негативно отражаются на всей отрасли: это имиджевые и репутационные риски, а также вероятность дальнейшего ужесточения регулирования.
Однако введение дополнительных штрафов может сильно обременить деятельность предприятий лесного комплекса. 
Например, законопроект предусматривает установление административной ответственности за нарушение требований о прослеживаемости древесины с существенными штрафами. При этом опыт введения разнообразных систем прослеживаемости показывает, что в их работе случаются технические сбои. Поэтому справедливо также рассмотреть меры ответственности системы прослеживаемости за простой или невозможность оформить документы представителями отрасли, а также освобождение от ответственности предпринимателей в случае таких сбоев. 
Отдельно стоит отметить, что установление размеров административных штрафов, предусмотренных законопроектом, может отрицательно повлиять на работу предприятий лесного комплекса и привести к риску банкротства или увольнения квалифицированных кадров.
Доступность и эффективная работа нескольких инструментов позволят сделать механизм оборота древесины в России более устойчивым. Например, такими инструментами могут стать увеличение численности сотрудников лесной охраны и дальнейшее развитие международного взаимодействия в области контроля за происхождением продукции переработки древесины. Также деловое сообщество выступает за разработку и внедрение риск-ориентированного подхода на стадии проектирования законодательной базы». 

Вячеслав Лукаш, директор по логистике и продажам филиала АО «Сегежский ЦБК» (входит в Segezha Group) по лесным ресурсам поделился своим мнение: «Внесения поправок в КоАП на этапе внедрения ФГИС ЛК, скорее всего, приведут только к осложнению ситуации в ЛК в целом, возможно, увеличению числа судебных процессов, так как данная система ещё не полностью доработана, не прошла полноценную обкатку в масштабах всей страны, во многих регионах не введена в действие, а штрафные санкции уже назначены.
Не изданы разъяснения, каким образом поступать арендаторам и контролирующим органам в случаях, если система будет некорректно работать или же будет недоступен функционал, при этом контролирующие органы должны будут применять статьи КоАП, так как неисправность или недоработку системы законодательство не предусматривает.
В первую очередь, поправки внесены для ужесточения контроля за соблюдением требований законодательства в сфере оборота древесины, однако на первоначальном этапе будет целесообразно проверить работоспособность системы, а уже после прибегать к мерам административного воздействия в случае выявления нарушений. 
Многие представители отрасли к данным «обновлениям» отнеслись отрицательно: преждевременно назначать штрафы за работу системы, которая на данный момент не введена в полноценную промышленную эксплуатацию.  
Например, ЛесЕГАИС доступен и уже довольно хорошо доработан в плане инструментов и функционала, при этом периодически наблюдаются сбои и неполадки в работе самой системы, они оперативно сейчас исправляются, однако ведут к остановке на этот период производственной деятельности предприятий, осуществляющих вывозку древесины. ФГИС ЛК, напротив, либо ещё недоступен в некоторых регионах, либо доступен с ограниченным функционалом.
Очень серьёзная проблема — устаревшее лесоустройство практически во всех регионах страны. Это приведёт к большим несоответствиям между картографическими данными системы и натурными материалами отводов и, как следствие, к отказам в приёме лесных деклараций, задержкам и простоям в работе предприятий, финансовым потерям и, вдобавок, к штрафным санкциям. Пример уже виден — в работе системы в Архангельской области. Немаловажная проблема введения ФГИС ЛК, как и ЛесЕГАИС, — это отсутствие стабильной связи практически везде, где производится заготовка древесины. Если дополнить это ещё и недостатком обучения и необходимым временем на адаптацию для пользователей, то картина получается не совсем радужная.
Действительно ли требуется ужесточение ответственности? Здесь всё зависит от конкретного региона. В подавляющем большинстве оборот древесины является прозрачным и добросовестным, так как основная доля лесных участков уже разделена между ключевыми игроками на рынке, рабочие процессы данных структур включают в себя всю цепочку оборота древесины, от её заготовки и глубокой переработки до дальнейшей реализации как на внутреннем, так и зарубежных рынках. Компаниям нет никакого смысла предоставлять недостоверные данные по обороту древесины и прочей отчётности, ответственность при этом и так очень высокая, вплоть до уголовной».

Советник генерального директора СРО Ассоциации «Лига переработчиков макулатуры», профессор МГТУ им. Баумана Наталья Пинягина прокомментировала: «Следует согласиться с большинством экспертов лесного сообщества, что попытки усиления ответственности в законопроекте о введении административной ответственности за несоблюдение обязательных требований в сфере оборота древесины и последующем обновлении соответствующих норм в  Кодексе РФ об административных правонарушениях может принести скорее вред, чем пользу экономике Лесного комплекса. Я ранее публиковала данные Росстата, свидетельствующие о том, что в последнее время общие издержки производства лесопромышленных компаний растут значительно быстрее, чем их суммарная выручка. Именно этим объясняются весьма скромные финансово-экономические показатели деятельности всех отраслей лесного комплекса.  Суммарные прибыль, сальдо прибылей и убытков, рентабельность продаж продукции в 2023 году были значительно ниже, чем в 2021 и 2022 годах. Помимо роста тарифов на грузовые перевозки, энергоносители, цены на лесосырьё и заработную плату, негативное влияние на себестоимость предприятий оказывает постоянное увеличение фискальной нагрузки в виде не всегда обоснованных сборов, штрафов и вычетов в экологической, таможенно-тарифной сферах, в области антимонопольного регулирования. Нововведения относительно потенциальных штрафов за нарушения в сфере оборота древесины в условиях, когда система не отлажена и грешит техническими и программными сбоями, досудебные, зачастую ошибочные изъятия средств в виде штрафов с баланса предприятий грозит дестабилизацией, ухудшением финансового результата их работы. Это, в свою очередь, повлияет на снижение вклада лесного комплекса в ВВП, а также налоговых поступлений в бюджет страны. К сожалению, регулирование деятельностью лесного комплекса, как единой взаимоувязанной системы, распылено по различным министерствам и ведомствам. Издаваемые ими нормативно-правовые акты зачастую не учитывают негативное влияние на систему в целом, иной раз сводят на нет меры государственной поддержки предприятий комплекса. Важно более тесно координировать и согласовывать между собой  нормотворчество различных профильных ФОИВов, чтобы нормативные акты одних ведомств не могли нивелировать действие других. Кроме того, более 20% (225 млн. га) от площади всех российских лесов  передано в аренду, где арендаторы в большинстве своём являются добросовестными лесопользователями. Это ранее подтверждала международная система сертификации лесопользования FSC, а сегодня отечественная система "Лесной эталон". Большинство российских лесопромышленных компаний являются экспортно-ориентированными и заинтересованы в подтверждении аудиторскими компаниями их рационального и прозрачного лесопользования. Тем более, что они включают в себя всю цепочку оборота древесины, от её заготовки и глубокой переработки до дальнейшей реализации как на внутреннем, так и зарубежных рынках и им абсолютно невыгодно предоставлять недостоверные данные по обороту древесины, так как они больше заинтересованы, чем надзорные органы, в стабильном лесоснабжении своих перерабатывающих производства. Законопроект, безусловно, должен учитывать обоснованные суждения лесопромышленников-практиков, его нужно дорабатывать во благо как отдельных предприятий, так и развития всего российского лесного комплекса».

Фото - fairysoft.ru

Источник: forestcomplex.ru

Другие новости