В 2019 г. стартовала реформа обращения с твердыми коммунальными отходами, предполагающая введение специального субъекта, обладающего «исключительными» правами в области обращения с ТКО – регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Несмотря на тот факт, что прошло уже полных два года, спорных ситуаций во взаимоотношениях отходообразователей с региональными операторами еще очень много.
Не секрет, что бумажная промышленность давно работает с макулатурным сырьем и даже существенно увеличила мощности по переработке. В настоящее время примерно 61 % макулатурного сырья используется при производстве картонно-бумажной продукции. Весь этот объем собирается в коммерческом секторе приемно-заготовительными предприятиями, формирующими товарные партии макулатурного сырья для заводов производителей. Именно поэтому вмешательство регионального оператора Московской области в настроенные цепочки поставок было воспринято негативно. С одной стороны, отходообразователи лишаются своего права распоряжаться принадлежащими им отходами, представляющими сырьевую ценность для производственных компаний, а, с другой стороны, переработчики теряют объемы заготовки макулатурного сырья, срыв контрактных обязательств.
Вопрос:
Реализация реформы вызвала практическую проблематику: отходы, которые представляют коммерческий интерес на рынке (макулатура, лом, некоторые виды пластика), реализуются компаниями, образующими такие отходы, на возмездной основе. Образование таких отходов компаниями расценивается как осуществление раздельного сбора. Однако, региональный оператор, работающий на территории Московской области, требует передачи таких отходов им безвозмездно, уплачивая при этом оказываемые регоператорами услуги по вывозу отходов. В случае сохранения компаниями практики продажи отходов «на сторону», регоператор будет расценивать такое поведение, как нарушение утвержденного в Московской области Порядка накопления ТКО (в том числе и раздельного) (Распоряжение Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 26.06.2019 года № 350-РВ «Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области» (с изменениями на 1 сентября 2021 г.), препятствующее возможности перехода с оплаты услуг «по нормативу» на оплату услуг «по факту».
Сложившаяся ситуация лишает компании, у которых образуются ликвидные ВМР, права распоряжаться принадлежащими им отходами и получать доход от управления своим имуществом, а компании, занимающиеся переработкой, получать сырье для своих производств, являющихся образцом циклической экономики. Дополнительно к этому компании еще и вынуждены оплачивать услугу по вывозу ВМР, как ТКО, зная и понимая, что регоператор продаст это, заработав как с отходообразователя, так и с заготовителя.
Имеет ли региональный оператор право требовать передачи ему ВМР, образованных и накопленных предприятиями, в обмен на возможность оплачивать его услугу не за рассчитанный по мифическим образом установленному нормативу объем мусора, а за реальный объем вывезенных регоператором отходов? Кому принадлежат ВМР: регоператору или компании, у которой они образовались?
Мнение автора:
Несмотря на то, что реформе уже полноценных два года, бизнес вместе с властью пока не смогли вывести единое представление о том, что такое ВМР, что такое ТКО, почему статичный норматив – это опасная составляющая формулы расчета стоимости услуги регоператора, а динамичный показатель объема образования – то что все называют «по факту» – неприемлем и пугает. Все это конечно усложняется и тем, что есть устоявшиеся в обиходе слова и термины, которые никак не стыкуются с написанными реформой правилами.
Для того, чтобы отделить «мух от котлет», отвечая на несложный по своей сути вопрос, следует увидеть ситуацию с позиции всех участников «конфликта».
Ситуация глазами отходообразователей:
Задолго до реформы сложилась следующая практика «управления отходами»: все ненужное никому необходимо вывозить за деньги, в то время как отдельные виды отходов, называемые всеми ВМР, такие как макулатура, металл, некоторые виды пластика, продаются заинтересованным в их приобретении компаниям и вывозятся за счет последних. При этом, проданные ВМР, по сложивишейся на рынке практике, учитываются компаниями образователями, как переданные на утилизацию отходы.
В связи с приходом регоператора, заставляющего передавать образуемые ВМР бесплатно в обмен на право оплаты услуг на вывоз отходов не по нормативу, а за фактический объем вывезенного (включая ВМР), компании не только теряют свой доход от реализации ВМР, но оплачивают его вывоз. То есть регоператор зарабатывает дважды: первый раз, получая от компаний бесплатно ВМР, которые сам впоследствии сможет реализовать, получая доход, и второй раз – получая от компаний оплату услуги по вывозу как полезных, так и бесполезных фракций. Если компании образователи ВМР не принимают условия регоператора, то оплата услуги по вывозу отхода приводится исходя из норматива, который включает в себя объем, превышающий то, что по закону признается твердыми коммунальными отходами (ТКО). И в этой ситуации компании образователи снова переплачивают.
Ситуация глазами заготовителей:
Способность некоторых материалов к рециклингу известна очень давно, именно поэтому макулатуру и металл не прекращали собирать даже после Октябрьской революции. Самыми дисциплинированными поставщиками такого рода материалов всегда были компании. Во-первых, у компаний априори образуется гораздо бОльший объем отходов, чем у человека, во-вторых, эти отходы не загрязнены пищевыми отходами, более того, компании отходообразователи прекрасно реагируют на требования заготоителей, предъявляемые к ВМР (как собирать, как накапливать, как готовить к передаче, в каком объеме и в какой таре/упаковке и т. д.).
Производство товаров с использованием вторичных ресурсов доказало свою рентабельность, что привело к развитию такого рода производств, их модернизации, увеличении мощностей. Это в свою очередь вызвало развитие и приемно-заготовителей сети.
Появление регионального оператора не должно было повлиять на устойчивость цепочек поставок, поскольку никогда ВМР не приравнивали к твердым коммунальным отходам (до реформы – твердые бытовые отходы). На деле же в разных субъектах РФ ситуация стала складываться очень по-разному. Так, в Москве и Московской области утвержденные порядки накопления ТКО прописали обязанность передачи ВМР регоператорам. Это не могло не вызвать паники из-за создания угрозы сырьевой безопасности предприятий и негодования из-за вмешательство в ту сферу обращения с отходами, которая не требует дополнительного регулирования, поскольку отвечает всем целям реформы.
Ситуация глазами регоператора:
Твердые коммунальные отходы образуются как у населения, так и у предприятий. В объем ТКО предприятий входят отходы, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Таким образом, компании также как и население не вправе отказаться от заключения договора с регопаратором. По общему правилу договор на услуги по вывозу ТКО заключается из расчета образования каждым отходообразователем того объема отходов, который установлен для него утвержденным органами власти нормативом. Порядком накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области (далее – Порядок накопления ТКО) предусмотрена система двухпоточного раздельного накопления ТКО, при которой сухие отходы размещаются в одном контейнере с синей цветовой индикацией, а смешанные отходы – в контейнере с серой цветовой индикацией. Сухими отходами, подлежащими утилизации и не загрязненными пищевыми отходами, Порядок накопления ТКО называет: бумагу, картон, пластик, полиэтилен, металл, стекло.
Поскольку оба контейнера: синий и серый содержат в себе твердые коммунальные отходы, вывоз которых осуществляется региональным оператором за тариф в рамках договора, то речи о выкупе сухих отходов быть не может. Более того выручка от реализации полезных фракций, полученных в результате сортировки ТКО, принадлежит регоператору.
Применение того или иного способа коммерческого учета твердых коммунальных отходов напрямую зависит от выполнения или невыполнения отходообразователями Порядка накопления ТКО, утвержденного на территории, находящейся в зоне работы регоператора.
Правовая позиция:
В соответствии с пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641»), обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ (Федеральный закон РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления») собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В соответствии с положениями пункта 6 вышеуказанной статьи юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с Региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.
Таким образом, заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором для юридических лиц является обязательным. Такая обязанность императивно установлена действующим законодательством.
В соответствии с положениями статьи 1 Закона № 89-ФЗ твердые коммунальные отходы – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Подавляющее большинство юридических лиц осуществляет хозяйственную деятельность в зданиях, строениях, сооружениях, на земельных участках, и иных объектах силами своих сотрудников. Сотрудники во время работы и отдыха образуют в помещениях работодателя – юридического лица отходы, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях. Кроме этого, у юридических лиц могут образовываться иные отходы, которые могут быть отнесены к ТКО.
Согласно позиции Минприроды России, приведенной в Информации «Ответы на часто задаваемые вопросы «Горячей линии» системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО)», размещенной на официальном сайте Министерства (http://www.mnr.gov.ru/), хозяйствующий субъект самостоятельно определяет перечень отходов, образующихся в процессе осуществляемой им хозяйственной или иной деятельности.
Кроме того, письмом Минприроды России от 15.01.2019 № 12-50/00189-ОГ «Об обращении с ТКО» установлено, что хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно организовывать раздельное накопление отходов для дальнейшего направления их на утилизацию или заключить договор с региональным оператором по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с исчерпывающим перечнем способов такого учета:
1) исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
2) исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО;
3) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
Первые два способа являются расчетными (пп. «а» п. 5 Правил), а использование средств измерения предусматривает только третий способ (пп. «б» п. 5 Правил).
Первые два способа подлежат применению при осуществлении расчетов с собственниками ТКО, а третий способ – при осуществлении расчетов с операторами по обращению с ТКО, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами обработки, обезвреживания и (или) захоронения ТКО.
При раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется вторым способом, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.
Согласно Порядка накопления ТКО на территории Московской области раздельное накопление ТКО предусматривает разделение ТКО по видам однородных отходов, складирование разделенных видов ТКО на контейнерных площадках в соответствующие контейнеры, предназначенные для раздельного накопления ТКО (п. 2.9 ). Организация раздельного накопления ТКО осуществляется с помощью двухконтейнерной системы раздельного накопления ТКО: серая индикация контейнеров для «мокрых» смешанных ТКО, а синяя – для сухих ТКО (бумага, картон, пластик, полиэтилен, металл, стекло), не загрязненные пищевыми отходами (п.п.2.11-2.12). То есть раздельно собранные отходы от использования товаров, пригодные для вторичное переработки, все равно собираются в смеси и отнесены их собственником к ТКО.
Таким образом, в Московской области собственник ТКО имеет возможность осуществлять раздельное накопление ТКО и расчеты с Региональным оператором исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления, но не обязан осуществлять разделение в составе ТКО нескольких групп однородных отходов на отдельные группы однородных отходов. То есть раздельно собранные отходы от использования товаров, пригодные для вторичное переработки, все равно собираются в смеси и отнесены их собственником к ТКО.
Следовательно, порядок накопления, способ расчета платы за обращение с отходами, отнесенными их собственником к ТКО, зависят от конкретных условий договора, заключенного с Региональным оператором.
В соответствии с положениями ст. ст. 128, 129 и 455 Гражданского кодекса Российской Федерации отход является ограниченной в обороте вещью.
Собственник отходов с соблюдением ограничений, установленных действующим законодательством, может по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими ему отходами. Обязанность заключить договор с Региональным оператором на оказание услуг по обращению с отходами, отнесенными к ТКО – это установленное ограничение на распоряжение ТКО, но отнесение отхода к составу ТКО – это право хозяйствующего субъекта.
Таким образом, Региональный оператор по обращению с ТКО не вправе понуждать собственника отходов к отнесению образуемых в ходе хозяйственной и иной деятельности организации (индивидуального предпринимателя), как и у граждан, конкретных видов отходов к ТКО и требовать их включения в состав ТКО и передачи ему в рамках раздельного сбора. Иное противоречит нормам гражданского законодательства и законодательства, регулирующего обращение с отходами.
То есть Региональный оператор не может требовать передачи ему всех образующихся у лица отходов производства и потребления, являющихся отходами от использования товаров (ОИТ), в силу их иной природы отходообразования, поскольку они не отвечают главному квалифицирующему признаку ТКО – смесь.