/
10 ноября 2020
304

Тринадцать законов для наведения порядка в лесу

Тринадцать законов для наведения порядка в лесу

Жесткий дедлайн поставило себе российское Правительство, чтобы выполнить поручение президента – разобраться с незаконным лесоповалом, контрабандой древесины, нанесенным ущербом экологии и бюджету. К 1 декабря 2020 г. кабмин обязал федеральные ведомства разработать десять из тринадцати законопроектов, направленных на реформу лесной отрасли. И это не считая стопки сопутствующих постановлений.

«Парламентская газета» ознакомилась с планом реформы и узнала, что думают о ней законодатели.
1. Контрабанду попытаются пресечь
Законопроект, направленный на декриминализацию лесной отрасли, призван отменить неполное декларирование при экспорте древесины и изделий из нее, пресечь уход от ответственности за махинации с таможенными документами и получение нелегальных доходов.
Только по официальным экспертным оценкам, из-за незаконной лесозаготовки российский бюджет ежегодно теряет около 4 млрд руб. налогов, а объем таких вырубок составляет до 30 млн кубометров при учтенных объемах в 220 млн. Реальные масштабы никому не известны, признают в Правительстве.
Выполнить наказ президента о полном запрете вывоза из России необработанных или грубо обработанных лесоматериалов хвойных и ценных лиственных пород с 1 января 2022 г. кабмин намерен, выпустив необходимое постановление к 15 декабря 2020 г.
Для баланса собираются стимулировать переработку и спрос на древесину внутри страны: с 1 января 2021 г. дать льготные кредиты бизнесу, работающему в этих направлениях, развивать деревянное домостроение с целевым уровнем 20 % от общих объемов строительства и его ипотечное кредитование.
2. Без разрешения на вырубку не пустят в лес
Сейчас в лесу фактически можно свободно находиться с техникой для заготовки древесины и лесовозами. Стандартная отговорка черных лесорубов для правоохранителей: «Просто едем мимо». Законопроектом планируется запретить пребывание в лесу со специализированным транспортом и орудиями труда без разрешения на вырубку.
3. Технику преступников конфискуют
В законе пропишут возможность изымать инструменты для лесозаготовки и машины, являющиеся орудием преступления, даже если они принадлежат третьим лицам. Пока доверенность на лесовоз остается охранной грамотой для рубщиков-нарушителей – конфисковать у них формально чужой транспорт нельзя.
Одновременно вся техника, которая работает в лесу, должна быть легализована через ГЛОНАСС и зарегистрирована в отраслевой информационной системе, настаивает кабмин.
Эрнест Валеев, первый зампредседателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, говорит: «Декриминализация лесной отрасли давно назрела, необходимо проработать правовые средства противодействия преступности. Вроде бы все знают, что серьезный ущерб наносится экономике, экологии страны хищническими вырубками, запущенностью лесной отрасли, отсутствием надлежащего порядка в использовании лесов, пожарами. Попытки прошлых лет что-то исправить точечными коррективами Лесного кодекса ни к чему не привели. Предложенные меры считаю своевременными, их надо внимательно рассматривать и принимать».
4. С нарушителями быстро расторгнут договоры
Длительная процедура аннулирования соглашений с арендаторами лесных угодий, систематически нарушающими закон, должна остаться в прошлом. Проект такого нормативного акта рассчитывают подготовить с помощью Минюста к 1 маю следующего года.
5. Изъятую древесину оперативно продадут
Законопроект должен ускорить процесс транспортировки, хранения и сбыта государством лесных ресурсов, являвшихся предметом административного или уголовного правонарушения.
Правительство уже сейчас пытается навести порядок в обращении с конфискатом, который может быть оперативно реализован для пополнения бюджета, а не гнить месяцами, например, на таможне. В октябре оно выпустило постановление, где обязало Росимущество забирать изъятое на границах не позднее чем через десять дней.
6. На биржу отправят сырье от санитарных рубок
Предлагается сделать обязательной продажу через биржу древесины, полученной при санитарных рубках госструктурами, в том числе подчиненными Минобороны России. Такой вариант реализации доступен сегодня по выбору региональных властей, но добровольно возможностью пользуются лишь в 17 субъектах РФ.
Законом планируется отдать вырученные средства регионам на восстановление и охрану лесов.
7. Для учета ресурсов применят опыт ФСБ
Создание Федеральной государственной информационной системы лесного комплекса (ФГИС ЛК), по замыслу кабмина, позволит вести лесной реестр в электронной форме по единым для всех регионов правилам. С его помощью собираются отслеживать древесину от вырубки на делянке до производства продукции, ее продажи в стране или отправки на экспорт. Сомнительные сделки будут блокировать тоже через ФГИС ЛК.
На базе системы сформируют перечень пунктов приема, хранения и переработки древесины. По предложению ФСБ к таким складам планируют установить особые требования, включающие видеофиксацию движения транспорта и грузопотоков.
Хотя ФГИС ЛК полноценно заработает не раньше декабря 2022 г., отдельные ее функции будет выполнять действующая система ЛесЕГАИС: уже к концу нынешнего года отслеживать цепочки передачи древесины таможенники и другие правоохранители смогут через нее.
Андрей Свинцов, зампредседателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, поясняет: «Мы видим на примере Росреестра, что публичная кадастровая карта, которая уже почти десять лет существует, до сих пор плохо работает, – постоянно модернизируется, постоянные сбои. В этом одна из проблем: каждая госструктура формирует свою технологическую задачу под свои цели, а потом это плохо функционирует и интегрируется с системами других министерств, что не очень удобно гражданам и организациям. На мой взгляд, в перспективе надо отказываться от создания больших и сложных систем, подчиненных каким-либо ведомствам, а необходимо создавать единую систему в подчинении Правительства, которая будет включать в себя все элементы – таможенный, налоговый, имущественный контроль, надзор за использованием земель и лесов и многое другое. Вот тогда у нас будет порядок».
8. Выяснят, где, сколько и какие растут деревья
Российская Федерация обладает пятой частью всех лесов планеты. По запасам зеленых ресурсов мы уступаем только Бразилии. Леса занимают 66 % территории страны. На этом точные сведения о наших запасах «зеленого золота» не исчерпываются. Однако полные и актуальные данные о количественных и качественных характеристиках насаждений, сбором которых заняты службы по лесоустройству, сегодня доступны лишь в 12 регионах.
Эти полномочия собираются вернуть законом из субъектов в федеральный Центр, адекватно профинансировать, ввести квалификационные требования к специалистам по лесоустройству.
К 1 сентября 2021 г. должна появиться общедоступная карта лесов России с их границами, категориями, видами разрешённого использования, обозначением лесосек, санитарных рубок, лесных пожаров.
«Все эти темы мы обсуждали в рамках национального Лесного форума на протяжении двух с лишним лет, – говорит Николай Николаев, председатель Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. – Я очень рад, что все тезисы, которые Государственная Дума совместно с регионами там наработала, легли в основу представленной сейчас «дорожной карты» Правительства. Мы тоже предлагали, в частности, законопроект по федерализации лесоустройства. Хорошо, что у этой инициативы есть перспективы. И не важно, кто ее внес, главное, чтобы дело делалось».
9. Делянки распределят в Москве
Этот законопроект даст старт поэтапной передаче на федеральный уровень полномочий по предоставлению лесных участков. Их использование для заготовки древесины, для чего сегодня задействована площадь 173 млн га, сопоставимая с размахом сельхозугодий страны, будет возможно только при наличии перерабатывающих мощностей.
Стимулировать глубокую переработку древесины продолжат с помощью механизма приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. К ним относится модернизация объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры и пуск новых мощностей с минимальными объемами вложений 500 и 750 млн руб. соответственно.
По подсчетам кабмина, инструмент позволил привлечь в отрасль почти 450 млрд руб. частных средств под развитие 155 проектов, 86 из которых уже завершены. В то же время за последние два года закрыты 16 проектов, где инвесторы только делали вид, что работают. Для ужесточения контроля за приоритетными проектами вскоре ожидается принятие пакета поправок к постановлениям Правительства.
10. Лесной надзор снабдят беспилотниками и статусом
На базе Рослесхоза намечается создание института лесной охраны. Так надеются устранить конфликт интересов в полномочиях регионов по надзору и распоряжению лесами как сырьевой базой для промышленности, когда участки порой достаются аффилированным лицам.
Рослесхозу обещают беспилотники для патрулирования угодий, распространение лесного надзора на транспортировку, хранение и переработку древесины, а также статус государственной службы.
До 1 декабря 2020 г. должны быть приняты нормативные правовые акты для проведения эксперимента по передаче агентству в 2021 г. отдельных контрольных функций в Архангельской и Иркутской областях, Забайкалье, Красноярском и Хабаровском краях.
«Считаю, что лесничих у нас должно быть больше, – делится мнением Владимир Бурматов, председатель Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды. – С хорошей зарплатой и материально-техническим обеспечением. Сейчас хорошо экипированным, вооруженным, имеющим необходимое оборудование и транспорт черным лесорубам противостоят люди, которые фактически на одном энтузиазме этим занимаются. С маленькими зарплатами, неукомплектованными штатами, с полномочиями, которых им явно не хватает. Если лесоохрана будет укомплектована так, что эти вопросы будут закрыты, если ей не придется вступать в неуставные отношения с теми же черными лесорубами, как сейчас, к сожалению, часто бывает, значит, проблема будет решена. Дело не в названии и не в институте, а в подходе. Я за пересмотр подходов в отношении тех, кто сегодня занят охраной наших лесов. Полагаю, что число лесничих надо доводить до уровня, сопоставимого с тем, что был в советское время. Давать соцгарантии и все необходимое. Деньги у нас есть. Мы их каждый год выделяем все больше и больше на леса. Как они расходуются – это вопрос к органам исполнительной власти. Часто деньги не осваиваются. Даже закупка лесопожарной техники многими нуждающимися в ней регионами не востребована».
11. Возродят питомники лесных растений
Уже сегодня в России предстоит восстановить более 35 млн га леса. Ежегодно его выбытие превышает воспроизводство в среднем на 450 тыс. га.
Всего у нас работает около 1,5 тыс. государственных и частных лесопитомников. Однако, по данным Рослесинфорга, самыми перспективными, хорошо приживающимися саженцами с закрытой корневой системой страну обеспечивают девять тепличных комплексов и пять лесных селекционно-семеноводческих центров.
Возродить лесопитомники хотят в каждом российском субъекте, выделив финансирование в рамках национального проекта «Экология». Чтобы получить высококачественный районированный посадочный материал, законопроект предлагает разрешить заниматься лесовосстановлением региональным и муниципальным учреждениям. Причем на постоянной основе и в рамках приносящей доход деятельности.
12. Лесопосадки разрешат за чужой счет
Проектом закона предлагается позволить региональным органам, ответственным за компенсационное лесовосстановление, проводить его за счет заинтересованных лиц.
Монетизация даст возможность недропользователям перепоручить специалистам свою обязанность по возрождению зеленых насаждений на освоенных территориях по принципу «гектар за гектар» – сколько деревьев загублено, столько и высажено.
Также обсуждается вариант разрешить лесовосстановление не в пострадавшем от хозяйственной деятельности регионе, где, например, слишком суровый климат и выживаемость посадок под вопросом, а на других территориях, имеющих в том явную потребность.
«Оптимизация лесного хозяйства в регионах – это абсолютно правильное направление, которое определил президент, что позволит найти новые формы работы на местах, в том числе по лесовосстановлению, – считает Александр Фокин, член Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды. – Сегодня достаточно много не только крупных коммерческих предприятий, но и общественных организаций, готовых активно взаимодействовать с руководством лесного хозяйства в регионах. В частности, в Кузбассе ежегодно высаживается несколько миллионов деревьев. Именно работа с крупными угольными компаниями, волонтерами позволяет менять отношение к воссозданию леса. Оптимизация также позволит региональной власти рассмотреть возможности создания в рамках лесного хозяйства дополнительных должностей. У нас обширные лесные угодья, занимающие в субъектах площади, сопоставимые с территориями нескольких европейских государств, а лесников для их обслуживания не хватает».
13. На местах дадут заработать
Сеть учреждений, входящих в систему регулирования лесной отрасли в регионах, ждет оптимизация и возможность оказывать платные услуги.
Предусматривается повышение кадрового потенциала. До 15 декабря 2020 г. на работников лесного хозяйства должны распространить меры господдержки молодых специалистов в сельской местности.
Алексей Майоров, председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, поясняет: «Предстоит колоссальный объем законодательной работы и, конечно, надо будет очень постараться, чтобы успеть все в срок. В ближайшее время мы увидим первые законопроекты по теме, которая уже не то что созрела, а перезрела. В Совете Федерации есть специальная рабочая группа по совершенствованию государственной политики в сфере лесного хозяйства, которую возглавляет зампредседателя палаты Юрий Леонидович Воробьев. И выработанные нами предложения нашли отражение в «дорожной карте» Правительства. Надеюсь, что часть упомянутых в ней законопроектов мы примем в этом году, тогда многие новые механизмы заработают в отрасли уже в следующем».
www.pnp.ru

Другие новости