САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АССОЦИАЦИЯ "ЛИГА ПЕРЕРАБОТЧИКОВ МАКУЛАТУРЫ"
Тренд на экологичность
Тренд на экологичность захватил многие компании на российском рынке. Однако здесь хотелось бы обратить внимание на слово «тренд» – оно всегда употребляется по отношению к какому-то периоду, соответственно и меры принимаются временные, а не постоянные.
Чтобы сделать бизнес более дружелюбным к природе, нужно модернизировать внутренние процессы, сокращать отходы, увеличивать бюджеты на новые разработки и так далее. На это многие компании просто не готовы, намного проще покрасить фасады или упаковку в зеленый цвет, добавить немного имитации дерева и приписать к вывеске или продукту слово «эко».
Это поверхностное встраивание в повестку дня, простое желание быть в тренде. Потребители становятся более образованными и осознанными, поэтому обман раскрывается практически сразу. Эко-френдли – это глубже, чем обертка.
Меняется потребитель
Из исследования GfK становятся понятными этические аудиторные настроения – 62 % (российская выборка) согласились с утверждением, что чувствуют собственную вину за то, что приносят вред окружающей среде.
Euromonitor отметил, что отношение к экологии стало более осознанным, и это один из факторов, который будет влиять на потребительское поведение вплоть до 2030 г.
Мы регулярно проводим глубинные интервью с разными аудиторными группами и подтверждаем усиление вектора на экологичность. Все чаще мы слышим, что потребители устали от пластика и отказываются от неперерабатываемой упаковки. Многие уже сортируют мусор, покупают кофе в собственные термокружки, берут в магазины холщовые сумки, чтобы не покупать пакеты, делают выбор в пользу натуральных материалов.
Онлайн-ритейл слышит своих потребителей
В онлайн-магазинах активно появляются новые фильтры в категории «Здоровое питание», чтобы облегчить потребителям выбор. Это говорит о том, что рынок постепенно меняется.
Возврат упаковки становится обычным делом. Например, при оформлении заказа в «Готово» всегда есть возможность поставить галочку рядом с пунктом «заберите упаковку».
Офлайн-ритейл говорит на языке аудитории
Более экологичная упаковка или отказ от нее
«Вкусвилл», по словам куратора экологического направления Александра Цыганкова, постепенно отвечает на топ-3 обращений потребителей: «меняйте упаковку», «принимайте упаковку», «убирайте пластик». Например, поставщик заменил контейнеры из полистирола для куриных яиц на картонные. Это позволило сократить количество отходов на 2 т в месяц. Отказ от бесплатных пакетов и повышение их стоимости позволили покрыть издержки на проект по сдаче батареек.
В России также активно появляются ритейлеры, отказывающиеся от упаковки продуктов – например, Zero waste.
Вторая жизнь продовольственных отходов
Ритейлеры стали задумываться о продовольственных отходах. Например, «Пятерочка» запустила проект по передаче нереализованных товаров до истечения срока годности для переработки в корма животным. Таким образом, продукция, потерявшая товарный вид и форму не отправляется на свалку, а получает шанс на вторую жизнь.
Поддержка местного производителя, чтобы сократить экослед
Некоторые ритейлеры делают акцент на местных производителях, чтобы не только сократить издержки на логистику, но и уменьшить вред, причиняемый окружающей среде выхлопными газами и высоким уровнем потребления газа или нефти.
На Западе уже давно ритейлеры ведут активную пропаганду экологичного потребления. Многие из инициатив прижились в России, другие до нас еще не дошли. Мы нашли несколько интересных зарубежных кейсов.
Примеры эко-френдли ритейла в зарубежных странах
Новозеландская сеть супермаркетов Countdown.
Компания продвигает кампанию по отказу от пластиковых пакетов. Они предлагают покупателям приобретать холщовые сумки, которые можно обменять на новые в случае их износа. Использованные отправляются на переработку.
В каждом их магазине стоят корзины для сбора пластика, который идет на изготовление скамеек, лежачих полицейских и швартовых тумб.
Компания отказалась от продажи одноразовых пластиковых соломинок и заменила их на многоразовые, изготовленные из бамбука, металла или бумаги.
В магазинах убрали из ассортиментной матрицы практически все продукты, содержащие микропластик.
Немного другое решение у немецкого ритейлера ALDI.
Компания использует многоразовые ящики для транспортировки фруктов и овощей.
В магазинах есть баки для раздельного сбора отходов и контейнеры для батареек.
Используются многоразовые хлопчатобумажные и джутовые сумки, а также есть более прочные варианты из переработанного пластика.
Тренд на экологичность постепенно перерастает в стиль жизни. Это касается не только покупателей, но и брендов. Честные внутри и четко транслирующие свои ценности и позицию вовне – только такие компании привлекают к себе миллионы адептов и формируют потребительское поведение.
Эко-инициативы это лишь малая доля того, что может быть сделано. Действительно «зеленым» ритейл сможет стать, если оптимизирует все ресурсы и затраты в сферах энергии, закупок, отходов, потреблении воды, использовании бумаги, обучении сотрудников. Только тогда можно говорить об эко-френдли подходе к бизнесу.
Ритейл является посредником между производителем и аудиторией. Он лучше всех чувствует каждую из сторон и может влиять на их решения.
Источник: vc.ru