Рынок гофроупаковки: итоги I полугодия - Лига переработчиков макулатуры

САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АССОЦИАЦИЯ "ЛИГА ПЕРЕРАБОТЧИКОВ МАКУЛАТУРЫ"

позвонить нам: (495) 137-73-55 схема проезда карта сайта
Главная склонность человека направлена на то, что соответствует природе.
Цицерон Марк Тулий

Рынок гофроупаковки: итоги I полугодия

Векторы трансформации, сложившиеся на рынке упаковки из гофрокартона в прошлом году, продолжают влиять на его динамику, которая по итогу I полугодия составила 15 %. Позитивное развитие гофрорынка сопровождалось еще одним, не менее значимым трендом: за полгода «ралли» цен на ТК показало рост в 1,5–2 раза.

О текущей рыночной ситуации и прогнозах до конца года рассказывает Юрий Алпеев, директор по стратегическому маркетингу группы «Готэк», председатель экспертного совета НКПак.

С начала года цены на гофроупаковку росли очень динамично. В июне стоимость упаковки из гофрокартона марки Т-23 достигла 36 руб. за кв. м. Драйвером стал рост цен на тарные картоны и макулатуру более чем в 1,5 раза. Поэтому естественно, что цены на упаковку растут.

Чем же был вызван бурный рост цен на сырье?

Цены на макулатурные тарные картоны (МТК) в июне показали рост в +60 % к январю текущего года, находясь под давлением фактора непрерывного роста цены на макулатуру, которая в мае текущего года выросла на 50 % в сравнении с январем. Это произошло в силу дисбаланса спроса и предложения на неё, связанного с высокими темпами прироста рынка гофроупаковки (+15 % в течение первого полугодия) и отстающей от него динамикой сбора макулатуры марки МС-5Б.

Помимо внутренних факторов, давление на цены оказывали и внешние события. Глобальная инфляция ускорила рост цен на мировых рынках. Рост стоимости тарных картонов за рубежом был не менее мощным, чем у нас в России. Однако в периоде апрель-май наши цены на сырье превысили даже европейские цены: МС-5Б в России дороже на 36,5 %, макулатурный тарный картон – на 4,6 %, целлюлозный тарный картон – на 1 %.

Рост цен на ТК и отсутствие сдерживающих конкурентных факторов со стороны растущего высокими темпами рынка упаковки определили динамику цен на гофроупаковку.

Для рынка упаковки из гофрокартона темп прироста в 15–20 % существенно выше средних значений, которые были свойственны развитию отрасли в последние 10 лет (+5–7 %), особенно если учитывать, что такая динамика сложилась в условиях коронакризиса. Все прошлые «кризисы» вели к падению спроса и, как следствие, производства. Но в данном случае стали действовать новые тренды, получившие стимул дополнительного развития в период экономики социального дистанцирования. Существенное значение в этот период сыграли изменения структуры и моделей потребления, приоритетов выбора каналов совершения покупок.

Сохраняющиеся ограничения трансграничных передвижений населения способствуют росту внутреннего потребления. С января по май оборот розничной торговли вырос на 18 % г/г, в том числе онлайн-торговли – на 33 %. Прирост трат на продукты питания, составивший с января по июнь 2020 года +6 %, в аналогичном периоде 2021 г. стабилизировался на отметке +5 %. При этом спрос сместился в сторону непродовольственных товаров (+10 % г/г, январь-июнь). Обрабатывающие отрасли промышленности, на фоне стагнирующей экономики, также продолжали увеличивать производство: продовольственные (январь-май 2021/2020 +2,4 %), непродовольственные (январь-май 2021/2020 +11 %).

Перечисленные факторы создали в совокупности мультиплицирующий эффект, определивший рост спроса на упаковочные материалы.

Изменения в структуре потребления затронули практически все поколения и резко ускорили развитие некоторых трендов. Потребление становится разумным. Люди знакомятся с товаром в цифровом пространстве, более взвешенно принимают решения о покупке. Изменения в потребительских предпочтениях послужило стимулом развития новых каналов совершения покупок: омниканальный выбор, гибридная модель ритейла (офлайн-онлайн), маркетплейсы, обеспечивающие умное управление доставкой, развитие дискаунтеров, минимаркетов, формата магазинов «у дома».

Все это приводит к расширению ассортимента упаковки. Теперь она еще активнее участвует в трейд-промо, ко-промо/выкладках. Ужесточаются требования по срокам разработки новых упаковочных решений, активнее развивается сегмент упаковки для онлайн-торговли и маркетплейсов.

Все обозначенные факторы в совокупности создают предпосылки для роста рынка гофроупаковки в 2021 г. на 11 % до 8,2 млрд кв. м. То есть прирост по итогам года составит 0,8 млрд кв. м при условии сохранения текущей ситуации. Если же во втором полугодии начнут действовать факторы, «играющие» на понижение динамики (например, все свободно поедут за границу и 1,8 трлн руб., которые мы обычно увозили, уедут из страны), прирост окажется более скромным. Безусловно, это повлияет и на цены.

Еще один фактор риска, который будет оказывать существенное влияние на рыночную ситуацию – рост загрузки мощностей по производству целлюлозных и макулатурных тарных картонов, которая, по нашим оценкам, к концу года приблизится к 92 %. Такую загрузку мы называем критичной, потому что в случае дальнейшего роста начинает формироваться дефицит предложения сырья. Это лишит многих крупных игроков возможности сезонного маневра. И, как следствие, не все заказы будут приняты, а цены на готовую продукцию пойдут вверх. Такой сценарий мы уже наблюдали в мае-июне.

Мы видим потенциал рынка упаковки не в непрерывном наращивании мощностей (которых на нашем рынке достаточно), а в соответствии запросам со стороны потребителей, в адаптивности к вызовам нашего времени, в быстроте реакции на потребности. Новые тренды отразятся на упаковке как продукте, трансформируя деятельность ее производителей в направлении дополнительного сервиса, обеспечивая функцию партнера в реализации целей клиента».

Источник: gotek.ru