Российские переработчики макулатуры обратились к главе правительства - Лига переработчиков макулатуры

САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АССОЦИАЦИЯ "ЛИГА ПЕРЕРАБОТЧИКОВ МАКУЛАТУРЫ"

позвонить нам: (495) 137-73-55 схема проезда карта сайта
Главная склонность человека направлена на то, что соответствует природе.
Цицерон Марк Тулий

Российские переработчики макулатуры обратились к главе правительства

В открытом письме Михаилу Мишустину, опубликованном в газете «Ведомости», российский бизнес излагает свое видение ситуации на рынке и просит помощи

 Уважаемый Михаил Владимирович!

Обращаемся к Вам в связи с продолжающимся рассмотрением федеральными органами исполнительной власти и Аппаратом Правительства Российской Федерации вопроса допуска на российский рынок тарных картонов, производимых предприятиями Украины. В конце 2019 г. в рамках корректировки режима контрсанкций украинские тарные картоны были запрещены к ввозу в Российскую Федерацию.

На сегодняшний день цены на упаковку из гофрированного картона составляют 22 тыс. руб./1000 кв. м и находятся на уровне начала 2019 г., что на 10,7 % ниже максимальных значений за период 2019 – начало 2021 гг., показанных в середине 2019 г. (24,6 тыс. руб./1000 кв. м).

Цены на сырье для производства гофрированного картона – целлюлозные и макулатурные тарные картоны – соответствуют ценам, отмечавшимся в конце 2-го – начале 3-го квартала 2019 г. (43 тыс. руб./т и 32 тыс. руб./т соответственно) и на 13,2 и 21,6 % соответственно ниже цен, характерных для начала 2019 г. (48 тыс. руб./т и 39 тыс. руб./т).

Цены на упаковку из гофрированного картона в течение рассматриваемого периода в целом повторяли динамику цен на тарные картоны. Цены на тарные картоны в течение рассматриваемого периода определялись динамикой цен макулатуры марки МС-5Б, которая является безальтернативным сырьем для производства макулатурных тарных картонов.

Если цены на тарные картоны вернулись к значениям, характерным для конца 2-го – начала 3-го квартала 2019 г., то цены на макулатуру МС-5Б находятся на максимальных уровнях за весь период наблюдений, начиная с 2012 г., – 22 тыс. руб./т.

Максимум выгоды от высоких цен на макулатуру получают основные образователи макулатуры – предприятия розничной торговли. Уровень затрат на 1 т макулатуры МС-5Б у крупнейших розничных сетей не превышает 2000 руб., рентабельность реализации макулатуры розничными сетями исчисляется тысячами процентов. В то же время высокая конкуренция на внутреннем рынке лишает переработчиков макулатуры возможности в полной мере перенести прирост цен на макулатуру в цену готовой продукции и вынуждает их работать на грани нулевой рентабельности.

По текущим отраслевым оценкам, в 2020 г. выпуск упаковки из гофрированного картона в России увеличился на 6,2 % по сравнению с 2019 г.

Объем производства макулатурных тарных картонов увеличился до 3 258 тыс. т, на 16,3 %. Экспорт макулатурных тарных картонов увеличился до 378 тыс. т по сравнению со 104 тыс. т в 2019 г. Импорт макулатурных тарных картонов понизился до 46,3 тыс. т в 2020 г. по сравнению с 96,7 тыс. т в 2019 г. Совокупный объем предложения макулатурных тарных картонов на российском рынке увеличился до 2 959 тыс. т по сравнению с 2 763 тыс. т в 2019 г. или на 7,1 %.

Необходимо заключить, что дефицит тарных картонов на российском рынке отсутствует, мощности по их производству обеспечивают потребности внутреннего рынка и позволяют активно наращивать экспорт.

В 2013 г. на фоне анонсированного государством курса на развитие системы обращения с отходами началось активное инвестирование в переработку макулатуры. По состоянию на начало 2021 г. установленная мощность по переработке макулатуры достигла 5,8 млн т в год. Объем сбора макулатуры не превышает 4,5 млн т в год, сложившийся дефицит предложения макулатуры по состоянию на начало 2021 г. может быть оценен на уровне 1,3–1,4 млн т в год. Дефицит макулатуры может привести к остановке деятельности реализованных проектов, а также сдвигу на более поздние сроки или полной остановке проектов в процессе реализации.

Развитие внутреннего сбора макулатуры в России связано с реализацией крупных проектов по развитию инфраструктуры (в частности, в рамках реализации утвержденной Правительством Российской Федерации Концепции реформирования института расширенной ответственности производителя), а материальный эффект в форме сокращения дефицита макулатуры может ожидаться только в перспективе 4‑6 лет.

В странах Европейского Союза рынок макулатуры профицитен, средняя цена на макулатуру марки ОСС (аналог российской марки МС-5Б) в полтора раза ниже цены российского рынка. Однако закупка в странах ЕС макулатуры для обеспечения российской отрасли практически невозможна из-за сложности процедуры экспорта макулатуры из ЕС в Россию: Регламент Комиссии ЕС №1418/2007 от 29.11.2007 сформирован по результатам опроса стран – потенциальных импортеров и технически может быть изменен по официальному заявлению Минпромторга России в Комиссию ЕС аналогично заявлению, сделанному в 2013 г. в отношении лома черных металлов.

Таким образом, причиной роста цен на упаковку из гофрированного картона является удорожание макулатуры МС-5Б вследствие дефицитности внутреннего рынка.

Резюмируя изложенное, необходимо отметить, что:

  1. Россия обладает мощностями по производству тарных картонов и бумаги для гофрирования, покрывающими потребности внутреннего рынка и позволяющими экспортировать продукцию.
  2. Причиной роста цен на упаковку из гофрированного картона и сырье для ее производства является дефицит макулатуры на российском рынке и обусловленная дефицитом предложения тенденция роста цен на макулатуру.
  3. Получение дополнительных объемов макулатуры из ЕС крайне затруднено.

В отличие от российских предприятий, украинские производители получают более дешевую макулатуру и имеют возможность приобретения макулатуры в странах ЕС по низкой цене, с меньшими логистическими издержками, без каких-либо барьеров в рамках Соглашения об Ассоциации между Украиной и ЕС.

В сложившихся условиях шагами, реально направленными на поддержку отечественной промышленности, будут меры, направленные на обеспечение отрасли доступным сырьем, а именно: направление в Комиссию ЕС предложения по корректировке Регламента Комиссии ЕС №1418/2007 от 29.11.2007 в части изменения режима регулирования экспорта макулатуры из ЕС в Россию, а также отмена ввозной таможенной пошлины на макулатуру.

Вместе с тем федеральными органами исполнительной власти и Аппаратом Правительства Российской Федерации продолжает рассматриваться вопрос облегчения доступа на российский рынок не сырья, а готовой продукции, в результате чего только отдельные предприятия – производители гофрокартона получат дополнительный доход, а отрасль производства тарных картонов и упаковки в целом понесет серьезный ущерб.

В связи с изложенным просим принять решение о сохранении действующего режима импорта тарных картонов и бумаги для гофрирования, а также поручить федеральным органам исполнительной власти и Аппарату Правительства Российской Федерации направить свои усилия на принятие мер, обеспечивающих снижение дефицита макулатуры.

С уважением,

Андрей Михайлович Гурьянов,

генеральный директор СРО Ассоциации

«Лига переработчиков макулатуры»

 

English version:

An open letter from the Association "League of Waste Paper Recyclers" to the Chairman of the Government of the Russian Federation Mikhail Vladimirovich Mishustin

 

Dear Mikhail Vladimirovich!

 

We are writing to you in connection with the federal executive authorities' and the Executive Office of the Government of the Russian Federation ongoing consideration of the admission of containerboard produced by Ukrainian enterprises to the Russian market. At the end of 2019, import into the Russian Federation of the Ukrainian containerboard was banned as part of the counter-sanctions regime's adjustment.

 

Nowadays, the price for corrugated cardboard packaging is 22 thousand rubles per 1,000 sq. m and is at the level of the beginning of 2019. This price is 10.7% lower than the maximum values for the period 2019 - early 2021, shown in mid-2019 (24,600 rubles per 1000 sq. m).

 

The prices for raw materials for the production of corrugated cardboard - virgin pulp and recycled containerboard - correspond to the prices observed at the end of the 2nd - the beginning of the 3rd quarter of 2019 (43,000 rubles per ton and 32 thousand rubles per ton, respectively) and by 13.2% and 21.6%, respectively, lower than the prices typical for the beginning of 2019 (48,000 rubles per ton and 39,000 rubles per ton).

 

Prices for corrugated cardboard packaging during the period under review generally followed the dynamics of prices for containerboard. During the period under review, the dynamics of prices for waste paper grade MS-5B (OCC) determined containerboard costs. That type of waste paper is an uncontested raw material for the production of recycled containerboard.

 

Nowadays, the containerboard prices return to the levels seen at the end of the 2nd - the beginning of the 3rd quarter of 2019. But the prices for MS-5B waste paper grade (OCC) stay at their maximum level for the entire observation period, starting from 2012 (22,000 rubles per ton).

 

The Russian retailers became the major waste paper market-makers. So they mainly benefit from high waste paper prices. The costs of collection and treatment per 1 ton of MS-5B waste paper grade (OCC) for the largest retail chains do not exceed 2,000 rubles. The profitability of waste paper sales by retail chains amount to a thousand percent.

 

Simultaneously, due to high competition on the domestic market, the waste paper processors are deprived of the opportunity to fully transfer the increase in waste paper prices into the cost of finished products. Because of that, the waste paper processors work on the levels close to zero profitability.

 

In 2020 the output of corrugated cardboard packaging in Russia increased by 6.2 % compared to 2019, according to current industry estimates.

 

The production volume of recycled containerboard increased by 16.3% to 3,258 thousand tons. Exports of waste paper containerboard increased to 378 thousand tons compared to 104 thousand tons in 2019. Imports of recycled containerboard decreased to 46.3 thousand tons in 2020 compared to 96.7 thousand tons in 2019. The total supply volume of recycled containerboard on the Russian market increased to 2.959 thousand tons compared to 2.763 thousand tons in 2019, or by 7.1%.

 

There is no shortage of containerboard on the Russian market, production capacities meet the needs of the domestic market and allow to increase exports actively.

 

In 2013 Russian Government announced a course for the development of a waste management system. So active investment in waste paper processing began. As of the beginning of 2021, the installed capacity for waste paper recycling reached 5.8 million tons per year.

The volume of waste paper collection does not exceed 4.5 million tons per year. The existing deficit in the supply of waste paper since the start of 2021 can be estimated at 1.3-1.4 million tons per year. A shortage of waste paper can lead to a halt in the activities of implemented projects and delays or a complete discontinuation of projects in the pipeline.

 

The development of the internal collection of waste paper in Russia connects with the implementation of the necessary infrastructure development. In particular, internal collection is dependent on implementation of the Framework of reforming the institution of extended producer responsibility, approved by the Russian Federation's Government. The effect on reducing the deficit of waste paper can be expected only in the following 4-6 years.

 

In the European Union countries the waste paper market is in surplus, the average price for OCC (old corrugated cases) waste paper grade (an analog of the Russian grade MS-5B) is about 50 per cent lower than the price on the Russian market. However, the purchases of waste paper in EU countries is practically impossible due to the complexity of export procedure chosen by the decision of Russian Ministry of Industry and Trade - column (b) prior written notification and consent as described in Article 35 of Regulation (EC) No 1013/2006 according to EU Commission Regulation No. 1418/2007 of November 29, 2007 which was formed based on a survey of potential importers. By contrast, in relation to other countries there is a regime of waste paper import corresponding to column (c) no control in the country of destination. This can be changed by the official statement of the Russian Ministry of Industry and Trade to the EU Commission, changing the procedure which is similar to the statement made in 2013 regarding ferrous scrap import.

 

Thus, the reason for the rise in prices for corrugated cardboard packaging is the rise in the cost of MS-5B waste paper grade (OCC) due to the shortage on the domestic market.

 

To summarize the above:

  1. Russia has capacities for the production of containerboard, which meet the needs of the domestic market and allowing export of domestic production;

  2. The reason for the rise in prices for corrugated cardboard packaging and raw materials for its production is the deficit of waste paper on the Russian market and the tendency of growth in prices for the waste paper due to a shortage of supply;

  3. Obtaining additional volumes of waste paper from the EU is extremely difficult due to regulation.

 

Unlike Russian enterprises, Ukrainian producers receive cheaper waste paper and have the opportunity to purchase waste paper in EU countries at a low price, with lower logistics costs, without any barriers within the Association Agreement framework between Ukraine and the EU.

 

In the current market conditions, the Russian Federation can support the domestic industry by the measures aimed at providing the industry with affordable raw materials. The state bodies should send to the EU Commission a proposal to amend the Regulation of the EU Commission No. 1418/2007 of November 29, 2007, in terms of changing the regime for regulating the export of waste paper from the EU to Russia, and also consider the abolition of the import customs duty on waste paper.

 

Simultaneously, the federal executive authorities and the Executive Office of the Government of the Russian Federation are currently considering the issue of facilitating access to the Russian market not for raw materials but finished products. As a result of which only individual enterprises - manufacturers of corrugated cardboard packaging will receive additional income. The industry of containerboard and packaging production as a whole will incur severe damage.

In connection with the above, we ask you to maintain the current import regime for containerboard and request the federal executive authorities and the Executive Office of the Government of the Russian Federation to direct their efforts to take measures to reduce the waste paper deficit.

 

With kind regards,

Andrey Mikhailovich Guryanov

General Director of the Association "League of Waste Paper Recyclers"