РОП – Ребята, Осознайте, Пожалуйста! - Лига переработчиков макулатуры

САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АССОЦИАЦИЯ "ЛИГА ПЕРЕРАБОТЧИКОВ МАКУЛАТУРЫ"

позвонить нам: (495) 137-73-55 схема проезда карта сайта
Главная склонность человека направлена на то, что соответствует природе.
Цицерон Марк Тулий

РОП – Ребята, Осознайте, Пожалуйста!

 

 

 

 

 

 

 

 

Круглый стол «Совершенствование системы расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки» прошел 25 февраля 2020 г. в Высшей школе экономики.

Модератор мероприятия – директор Института экологии НИУ ВШЭ, профессор Б. А. Моргунов обозначил в своем докладе причины неуспеха РОП в нашей стране, как системные (отсутствие системы мониторинга контроля исполнения обязательств в рамках РОП, межведомственного информационного обмена, единой учетной базы, статистических данных и т.д.), так и отраслевые (отсутствие раздельного сбора, стабильных потоков сырья, мощностей по переработке ряда отходов и т.д.). Все это вкупе обуславливает отсутствие мотивации для развития переработки отходов и создает искаженные стимулы для операторов и местных властей в пользу захоронения отходов.

Ключевым выступлением стал доклад депутата Госдумы ФС РФ, члена комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды А. И. Фокина – автора законопроекта № 869136-7, предлагающего оптимизацию механизмов РОП в целях достижения целей национального проекта «Экология» и устойчивого развития в целом. Основные постулаты законопроекта – придание упаковке статуса товара и, соответственно, перенос ответственности за утилизацию упаковки на ее производителя. «Чтобы проконтролировать все юридические лица на предмет выполнения их обязательств в рамках РОП нам не хватит ни ресурсов, ни людей, – сказал автор законопроекта, – а в случае переноса ответственности на производителя упаковки мы будем четко понимать, кто ее произвел, в каком количестве и сколько он должен заплатить». В числе новаций законопроекта также стопроцентная оплата обязательств по РОП взамен существующих «понижающих коэффициентов» в виде нормативов утилизации. При всей очевидности выгод указанного законопроекта он встретил серьезное противодействие ассоциаций товаропроизводителей (в основном международных компаний) и некоторых властных структур. «Использование вторичных материальных ресурсов (ВМР) укрепит экономическое положение России – отметил А. И. Фокин, – и это идет вразрез с политикой многих западных стран. Но у себя Европа стремится максимально использовать ВМР, так почему же мы вместо этого должны искать миллиарды на то, чтобы эти ресурсы сжечь?»

Закон имеет также социальную направленность, снимая избыточную финансовую нагрузку в виде платы за обращение с отходами с малообеспеченных слоев населения, которые в силу своей невысокой покупательной способности образуют гораздо меньше отходов, нежели их состоятельные сограждане.

«Этот закон, – завершил Александр Иванович, – станет тем драйвером, который потянет за собой всю мусорную реформу».

П. Б. Титов, президент «Деловой России», заявил, что члены данной общественной организации, объединяющей частные несырьевые компании, которые добиваются лидирующих позиций в своих отраслях, не видят никакой опасности для себя в случае принятия законопроекта Фокина, рассматривают РОП как важнейший шаг на пути к такому эффективному типу экономики, как экономика замкнутого цикла, и готовы способствовать ее становлению. Докладчик озвучил результаты расчетов, свидетельствующие, что при стопроцентной уплате экосбора удорожание товаров, которым так любят пугать общественность и власть товаропроизводители, на самом деле будет исчисляться десятыми и сотыми долями от размера потребительской корзины, что несопоставимо с затратами, например, на мусоросжигание, представляющее собой «кратковременную заплатку на проблеме отходов».

А. В. Заутер, партнер Strategy Partners Group, входящей в систему Сбербанка, подчеркнул «колоссальную возможность не проходить в РОП путь длиной в 35 лет, как та же Германия, а учиться на чужом опыте и чужих ошибках». Одновременно он предостерег от ситуации, когда «весь рынок бросится в одну дверь». «Не нужно спешно строить новые мощности по переработке отходов, – сказал он, – гораздо эффективнее постепенно развивать отрасль на базе существующих производств», Докладчик также оценил возможное подорожание по величине как «находящееся внутри обычной торговой наценки», подчеркнул роль государства в регулировании рынка и заверил собравшихся, что проекты по переработке отходов интересны банковскому сектору, и их охотно начнут финансировать, как только будут отстроены основополагающие механизмы РОП, которые в настоящее время остаются малопонятными для банкиров.

Заместитель генерального директора СРО Ассоциация «Лига переработчиков макулатуры»Д. Г. Кондратьев, который приехал на мероприятие непосредственно с заседания Совета Федерации, отметил, что ситуация с реформированием РОП не находит пока должного понимания во властных структурах и подчеркнул необходимость приложить все усилия для ее разъяснения на всех уровнях. «Законопроект критикуют люди, которые его не читали» – с горечью отметил он.

Вице-призидент по устойчивому развитию ООО «Юнилевер Русь» И. С. Бахтина в своем четком и информативном докладе раскрыла разницу между разными видами пластика с точки зрения циклической экономики и обосновала необходимость:

  • скорейшего введения существенно дифференцированных ставок экосбора для перерабатываемых и неперерабатываемых видов пластика в целях экономической дискриминации последних
  • экономической дискриминации первичного сырья относительно ВМР
  • необходимость всемерного развития системы раздельного сбора отходов в рамках РОП, поскольку его отсутствие обуславливает низкое качество вторичного сырья и, соответственно, низкий коэффициент выработки.

 

Далее обсуждение перешло от законопроекта Фокина к концепции реформы РОП, предлагаемой Минприроды РФ, и инструментам финансирования, применяемым в системе РОП.

Д. Г. Кондратьев обратился к опыту Европы, где именно принятие в 1994 г. директивы «Об упаковке» положило начало становлению экономики замкнутого цикла, остановился на ситуации с конвертацией терминологии ФККО и ОКВЭД – проблеме, годами не решаемой из-за бездействия органов власти, коснулся вопросов субститутной конкуренции, которая приводит к удешевлению обоих конкурирующих материалов (в нашем случае – первичного и вторичного сырья, а также подчеркнул, что рынок должен регулироваться не нормативами утилизации, которые, напротив, должны быть для всех едины и равны 100 %, а исключительно ставками экосбора, устанавливаемыми с целью выдавливания с рынка неперерабатываемых видов упаковки.

Эту мысль усилил исполнительный директор СРО Ассоциация «Лига переработчиков макулатуры» А. А. Сергеев, пояснивший, что сегодняшнее регулирование работает с точностью до наоборот, облагая дополнительной финансовой нагрузкой именно рециклируемые материалы.

«Главная задача регулятора РОП – согласился с докладчиками Б. А. Моргунов, – состоит не в том, чтобы распределять средства экосбора, а в том, чтобы правильно регулировать рынок, вытесняя материалы, не соответствующие принципам циклической экономики».

Член наблюдательного совета ФГАУ НИИ «Центр экологической промышленной политики» Минпромторга России Л. В. Плющ обратила внимание собравшихся на тот факт, что до сих пор в стране действует 85 тысяч лицензий только на отходы I и II класса опасности, что никак не коррелирует с реальными воможностями и потребностями отрасли и открывает дорогу к многочисленным злоупотреблениям. «Необходимо провести некий внутренний аудит в этой сфере», – призвала она.

Интерес собравшихся вызвало выступление заместителя начальника сводной инспекции Департамента аудита доходов Счетной Палаты РФ М. С. Аралина, сообщившего о тех выводах Счетной Палаты по итогам 2019 г., что оплата экосбора примерно двумя из каждых двенадцати компаний, зарегистрированных как субъекты РОП – признак не нигилизма бизнеса, а несовершенства системы, которую нужно менять, и это задача 2020 г, наряду с оптимизацией механизмов платы за НВОС и утилизационного сбора. «Для нас эти платежи не критичны по своему размеру, – отметил докладчик, – но они важны для спасения природы, и мы сделаем в своей работе все, чтобы они работали так, как нужно, и учтем все ваши соображения».

Руководитель программы ИГСУ РАНХиГС «Управление отходами производства и потребления» С. М. Будатаров резюмировал, что «отходная реформа, предполагавшая создать инфраструктуру раздельного сбора, сортировочные станции и мощности по переработке отходов, не могла не встать, и она встала. Если мы сейчас же не запустим единственный действенный инструмент заготовительной системы – РОП – отходная сфера начнет деградировать, поскольку заготовительная система – главный элемент экономики замкнутого цикла».

«РОП – это ключевой элемент перезапуска реформы сферы обращения с отходами» – согласился с докладчиком Б. А. Моргунов и пояснил: «Мусоросжигание – это глобальное повышение тарифа, а РОП – то, за счет чего тариф может снижаться».

Одним из последних стало заочное выступление нового директора ФБГУ «ВНИИ Экология» И. В. Старикова, в котором он, наряду со многими правильными мыслями, в шутку и всерьез предложил новую расшифровку аббревиатуры РОП: «Ребята, осознайте, пожалуйста!»

О. В. Шевелева

Источник: Гофро Эксперт