САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АССОЦИАЦИЯ "ЛИГА ПЕРЕРАБОТЧИКОВ МАКУЛАТУРЫ"
Раздельный сбор не должен уйти на карантин
Ассоциация «Лига переработчиков макулатуры», которая объединяет около 75 % участников отрасли сбора и переработки макулатуры в России, подготовила и направила заместителю Председателя Правительства Российской Федерации, Виктории Абрамченко, письмо с просьбой не допустить введения ограничений в отношении раздельного сбора отходов в связи с соответствующей рекомендацией Роспотребнадзора.
В письме отмечается, что внедрение рекомендации повлечет за собой остановку предприятий ЦБП и дефицит выпускаемой ими продукции. Так как именно макулатура является основным источником сырья при производстве многих видов изделий: от туалетной бумаги до изделий медицинского назначения и упаковки.
В письме также говорится о ряде заключений санитарно-эпидемиологических служб в мире, в том числе Европейского центра профилактики и контроля заболеваний (ECDC) (перевод ниже), по данным которого в настоящее время нет никаких доказательств того, что стандартные процедуры обращения с отходами опасны с точки зрения риска заражения COVID-19 или что бытовые отходы играют роль в его передаче, как и других респираторных заболеваний.
Перевод оригинального документа Европейской комиссии "Waste management in the context of the coronavirus crisis"
https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/waste_management_guidance_dg-env.pdf
Европейская комиссия
Обращение с отходами в контексте кризиса из-за пандемии коронавируса
14 апреля 2020 г.
В условиях этого беспрецедентного кризиса мы работаем с государствами-членами и операторами по обращению с отходов на территории всего Европейского союза для решения проблемы обеспечения высокого уровня защиты здоровья граждан и окружающей среды. Надлежащее управление отходами является одной из жизненно необходимых услуг, которые лежат в основе обеспечения благополучия наших граждан, предоставляемые многочисленными компаниями, занимающимися обращением с отходами и поддерживающих деятельность экономики замкнутого цикла.
Комиссар по вопросам окружающей среды Виргиний Синкявичюс
Кризис из-за пандемии коронавируса поставил под угрозу устойчивость нашего общества. Эта чрезвычайная ситуация в области здравоохранения оказывает беспрецедентное давление на многие виды экономической деятельности, включая те, которые необходимы для нашего благополучия. Защита жизни и экономического благополучия лежит в основе всех действий и решений по преодолению кризиса как на индивидуальном, так и на коллективном уровнях.
Надлежащее управление отходами является одной из жизненно необходимых услуг для нашего общества. Каждый человек в среднем производит в ЕС почти полтонны бытовых отходов в год, что означает, что каждую неделю образуется более 20 кг муниципальных отходов на одно в домохозяйство. Общий объем образование отходов в ЕС составляет 5 тонн на душу населения в год. Предотвращение трудностей в управлении отходами, включая раздельный сбор и переработку отходов, имеет решающее значение для здоровья и безопасности наших граждан, для окружающей среды и для экономики.
Государства-члены и операторы по обращению с отходами по всему ЕС прилагают постоянные усилия для обеспечения непрерывности деятельности по обращению с отходами, включая раздельный сбор и переработку (рециклинг), которые имеют критическое значение для экономики замкнутого цикла. Эти усилия часто включают в себя предотвращение или снижение количества сбоев, возникающих в связи с нехваткой персонала, обеспечение дополнительных мер безопасности на рабочих местах, обеспечение безопасного обращения с бытовыми отходами, производимыми гражданами, заболевшими коронавирусом, работу с увеличившимся количеством медицинских отходов, а также обеспечение безопасности бесперебойного перемещения отходов от этапа сбора до переработки (рециклинга) или других видов обработки.
В законодательстве ЕС об отходах признается, что защита здоровья человека имеет ключевое значение в контексте обращения с отходами и что существует определенная гибкость при реагировании на выявленные риски для здоровья человека.
Хотя государства-члены самостоятельно несут ответственность по практической реализации законодательства ЕС в области обращения с отходами путем принятия наиболее подходящих мер для достижения его целей, существует очевидная дополнительная ценность в совместной работе в рамках ЕС для решения задач, с которыми сталкиваются национальные, региональные и муниципальные органы власти и операторы по обращению с отходами.
В этом документе содержится руководство по обеспечению высокого уровня защиты здоровья граждан и окружающей среды, а также предотвращения и сокращения перебоев в предоставлении надлежащих услуг в сфере обращения с отходами. Руководство основано на консультациях с экспертами государств-членов и основных заинтересованных сторон в области обращения с отходами, а также рекомендациях Европейского центра по профилактике и контролю заболеваний (ECDC), и будет обновляться по мере необходимости. Службы Европейской комиссии выпустили отдельные рекомендации по поставкам отходов в контексте пандемии коронавируса[1].
1. Управление коммунальными отходами
По данным Европейского центра профилактики и контроля заболеваний (ECDC), в настоящее время нет никаких доказательств того, что стандартные процедуры обращения с отходами небезопасны или недостаточны с точки зрения предотвращения риска заражения COVID-19 или что бытовые отходы играют роль в передаче SARS-CoV-2 или других респираторных вирусов. Что касается защиты от воздействия коронавируса на рабочем месте, Европейское агентство по безопасности и гигиене труда выпустило руководство по этому вопросу (см. Раздел 3).
Ввиду важности надлежащего управления отходами для здоровья человека и окружающей среды, а также с учетом оценок рисков, проведенных группами ученых, и применимых мер по управлению рисками, общая непрерывность надлежащих услуг по управлению коммунальными отходами, включая раздельный сбор и переработку (рециклинг), должны быть защищены в соответствии с законодательством ЕС. Предотвращение сбоев при осуществлении раздельного сбора отходов важно для предотвращения перегруженности инфраструктуры по сбору и обработки остаточных отходов, создавая дополнительные риски для здоровья, а также для соблюдения распределения усилий при сборе отходов, чтобы налогоплательщики не несли несоразмерную долю расходов на управление отходами и могли сохранить свои привычки по заботе об окружающей среде. Раздельный сбор также критически важен для сохранения траектории движения к более цикличной экономике, а также сохранения рабочих мест и предприятий, которые зависят от поставок вторичного сырья.
В соответствии со статьей 13 Директивы 2008/98/EC об отходах[2] практики сбора отходов могут быть адаптирована в контексте кризиса из-за пандемии коронавируса с целью защиты здоровья населения. Любые такие изменения должны соответствовать законодательству ЕС об отходах, быть необходимыми и соразмерными цели по защите здоровья людей, в частности, ограничивая их районами и периодами времени, строго необходимыми для реагирования на риски, выявленные на основании последних научных рекомендаций, а также быть направлены на поддержание общих целей по раздельному сбору и переработке (рециклингу) в соответствии с иерархией отходов.
Европейский центр профилактики и контроля заболеваний признает необходимость принятия конкретных мер в отношении профилактики и контроля инфекции для подозреваемых или подтвержденных случаев коронавируса при самоизоляции в домашних условиях[3], в частности у пациентов в их комнате должен быть мешок для мусора для использованных платков, салфеток, использованных масок для лица и других отходов, которые следует выбрасывать в контейнер для остаточных (смешанных) отходов.
Руководство также содержит специальный раздел по управлению коммунальными отходами в таких случаях:
• Индивидуальный мешок для мусора следует размещать в комнате пациента.
• Бумажные салфетки и маски для лица, используемые пациентом, должны быть немедленно помещены в мешок для мусора, который был помещен в комнату пациента.
• Перчатки и маски для лица, используемые ухаживающим за больным и уборщиком, должны быть немедленно помещены во второй мешок для мусора, который располагают рядом с дверью в комнату пациента, когда соответствующий персонал покидает помещение.
• Мешки для мусора должны завязываться до того, как они будут удалены из комнаты пациента, и меняться часто; мусор из этих мешков не следует перекладывать в другой мешок.
• Мешки для мусора могут быть собраны вместе и помещены в общий чистый мешок; завязанные мешки для мусора пациента могут быть помещены непосредственно в несортированные отходы. Никакой специальной деятельности по сбору или другого способа удаления не требуется.
• После обращения с мешками для мусора следует соблюдать строгую гигиену рук: мыть руки с мылом или использовать дезинфицирующие средства для рук на основе спирта.
Источник: Технический отчет Европейского центра профилактики и контроля заболеваний «Профилактика и контроль инфекций при управлении домохозяйствами с людьми, у которых подозревается или подтверждена коронавирусная болезнь (COVID-19), 30 марта 2020 г.
В случае, если нехватка персонала приводит к сокращению возможностей оказания услуг по обращению с отходами, государства-члены должны обеспечить непрерывность и достаточную частоту сбора остаточных (смешанных) и органических отходов, чтобы предотвратить любые риски для безопасности и здоровья населения. Основываясь на оценке таких рисков, частота сбора сухих вторичных материальных ресурсов может быть временно скорректирована, но не остановлена.
Определенные виды отходы, пункты сбора которых были временно закрыты, в частности отработанного электрического и электронного оборудования, батарей или крупногабаритных отходов, могут быть доставлены в эти пункты после их повторного открытия.
В контексте кризиса из-за пандемии коронавируса становится ещё более важным, чтобы граждане качественно разделяли свои отходы и обеспечивали поток чистых вторичных материальных ресурсов на объекты переработки. Граждане должны быть проинформированы о любых временных изменениях в практике накопления отходов, которые влияют на то, как они выбрасывают отходы для их дальнейшего сбора и обработки. При необходимости гражданам следует напоминать о требовании не выбрасывать отходы электроники, аккумуляторы или бытовую химию в остаточные (смешанные) отходы.
Государствам-членам ЕС следует обеспечить надлежащее планирование площадей для временного хранения отходов, предназначенных для обработки, на случай возможных сбоев в процессах сортировки и других операций.
2. Управление отходами учреждений здравоохранения
Отходы учреждений здравоохранения, лабораторий и связанных видов деятельности, которые сопровождаются взаимодействием с пациентами с коронавирусом, должны обрабатываться в соответствии с законодательством ЕС об отходах (в частности с Директивой 2008/98/EC об отходах и статьями 17, 23, 24 и 25 об опасных отходах и разрешительных требованиях) и национальными положениями, применимыми к этой категории инфекционных отходов, принимая во внимание самое актуальное руководство, представленное Европейским центром профилактики и контроля заболеваний[4] и национальными органами здравоохранения.
Кроме того, специальное руководство Европейского центра профилактики и контроля заболеваний[5] применяется к отходам клининга в медицинских учреждениях и учреждениях, не связанных с медицинским обслуживанием, которые потенциально могут быть загрязнены коронавирусом, при этом отходы клининга медицинских учреждений должны рассматриваться как инфекционные клинические отходы категории B (UN3291), а отходы из учреждений, не связанных с медицинским обслуживанием, должны удаляться в отдельном мешке, а отходы от учреждения общего профиля должны быть удалены в составе остаточных (несортированных) отходов.
Государствам-членам следует обеспечить надлежащее планирование возможностей для обработки и, при необходимости, хранения медицинских отходов. В случае перебоев с обработкой из-за отсутствия мощностей по захоронению или сжиганию медицинских отходов, крайне важно, чтобы отходы временно надежно хранились до тех пор, пока проблема с мощностями не будет решена. При хранении следует рассматривать использование герметичных контейнеров на охраняемых территориях, доступ к которым разрешен только уполномоченному персоналу. Внутренние и внешние поверхности контейнеров должны быть обработаны подходящим дезинфицирующим средством. Контейнеры должны храниться локально. Могут потребоваться дополнительные мощности для обработки медицинских отходов с учетом их инфекционных свойств.
Если государства-члены решат в исключительном порядке разрешить альтернативные методы обработки медицинских отходов в соответствии с законодательством ЕС и применимым национальным регулированием, в том числе в условиях чрезвычайного положения, они должны обеспечить, чтобы в тех случаях, когда такие процессы имеют менее благоприятное влияние на окружающую среду, чем обычные практики обращения с такими отходами, их использование должно быть ограничено во времени и необходимо строго в случае выявленной нехватки мощностей по хранению и очистке. В этом случае должны применяться соответствующие меры предосторожности в отношении мер безопасности на рабочих местах.
Европейская комиссия запросит дополнительную информацию от государств-членов и заинтересованных сторон по текущей ситуации и планированию в отношении сбора, хранения, обработки и перевозке медицинских отходов в условиях нынешнего кризиса. Дальнейшие вопросы и информацию можно направить по контактным данным, указанным в разделе 5.
3. Здоровье и безопасность сотрудников операторов по обращению с отходами
Принятие мер по защите здоровья и безопасности работников и обеспечение их уверенности в том, что работодатели надлежащим образом решают проблемы, связанные с кризисом из-за пандемии коронавируса, имеют важное значение для повышения доверия сотрудников и обеспечения непрерывности услуг по обращению с отходами. Европейское агентство по безопасности и гигиене труда представило общие рекомендации по предотвращению распространения коронавируса на рабочих местах[6].
Передовые практики, представленные заинтересованными сторонами в секторе управления отходами, включают:
• Адаптация организационной структуры персонала с целью избегания передачи инфекции между командами, то есть соблюдение дистанции между людьми, сокращение до минимума числа работников, присутствующих на определенной территории;
• Обеспечение доступности и надлежащего использования соответствующих средств индивидуальной защиты (СИЗ), а также подходящих дезинфицирующих средств;
• Обеспечение строгого соблюдения повышенных гигиенических стандартов, включая частую смену и чистку СИЗ и спецодежды; замену перчаток в случае разрыва или любого случая возможного загрязнения; регулярно проводить санитарную обработку помещений, салонов транспортных средств и одежды;
• Обеспечение строгого соблюдения правил надевания и снятия масок и прочих средств индивидуальной защиты, что позволяет избегать таким образом случайного контакта и загрязнения;
• При необходимости поощрение особых условий труда для уязвимых групп населения, таких как пожилые работники и люди с конкретными хроническими заболеваниями.
4. Поддержка из фондов ЕС и государственная помощь
На период 2014-2020 годов государства-члены выделили 4,9 млрд евро для финансирования региональной политики сплочения ЕС в сфере управления отходами. Это финансирование направлено в том числе на поддержку мероприятий по предотвращению образования отходов и повышению осведомленности населения, развитие системы раздельного сбора отходов (включая оборудование и транспортные средства), создание инфраструктуры по обработке, развитие административного потенциала и другие инвестиции, связанные с региональными приоритетами[7]. К концу 2019 года 31% этой суммы еще не был распределен на конкретные проекты. Органы управления в регионах и государствах-членах могут предоставить больше информации о существующих возможностях финансирования. Средства могут быть также предоставлены и под другие приоритетные направления, например, управление рисками стихийных бедствий или здравоохранение.
В ответ на нынешний кризис Европейская комиссия приняла Инвестиционную инициативу по ответу на ситуацию с коронавирусом[8]. В рамках этой инициативы будут мобилизованы фонды региональной политики сплочения ЕС для немедленного предоставления денежных средств бюджетам государств-членов. Кроме того, максимальная гибкость будет использоваться для того, чтобы расходы, связанные с кризисом из-за пандемии коронавируса, в том числе расходы на здравоохранение, соответствовали критериям политики сплочения ЕС. Это также означает обеспечение большей гибкости для стран в перераспределении финансовых ресурсов, гарантируя, что деньги расходуются в тех направлениях, где это наиболее необходимо. Это может предоставить государствам-членам возможность решать конкретные проблемы, связанные с надлежащим обращением с отходами в контексте кризиса из-за пандемии коронавируса, такие как обеспечение большей автоматизации обработки отходов, улучшение мер по охране здоровья и безопасности на рабочих местах, управление медицинскими отходами и т. д.
Европейская комиссия также предложила включить кризисные ситуации в здравоохранении в список чрезвычайных ситуаций, поддержка которых возможна за счет Фонда солидарности ЕС. Цель новых мер - обеспечить доступ к дополнительной поддержке в размере до 800 миллионов евро наиболее пострадавших регионов.
Кроме того, в соответствии с правилами ЕС о государственной помощи, государства-члены могут оказывать поддержку в форме прямых грантов или налоговых льгот (государственное финансирование) предприятиям во всех отраслях, включая отрасль обращения с отходами, которая сталкивается с острым недостатком или недоступностью ликвидности. Для преодоления нынешнего кризиса 19 марта 2020 года Комиссия приняла новую временную структуру государственной помощи, в соответствии с которой государства-члены могут предоставлять различные формы помощи, включая субсидии на сумму до 800 тыс. евро, государственные гарантии по займам или меры по предоставлению займов с субсидированием процентных ставок. Государства-члены могут использовать все эти возможности для обеспечения доступа к необходимому финансированию субъектов экономической деятельности, участвующих в обращении с отходами, чтобы справиться с кризисом из-за пандемии коронавируса.
5. Обмен информацией и повышение осведомленности
Европейская комиссия будет постоянно следить за ситуацией совместно с государствами-членами и операторами по обращению с отходами и предлагает им сообщать о предпринимаемых в ответ на кризис из-за пандемии коронавируса мерах в области обращения с отходами на адрес электронной почты ENV-WASTE-COVID-19@ec.europa.eu.
Комиссия просит обратить внимание на обзор текущих практик в ЕС, опубликованный и обновляемый Ассоциацией городов и регионов по устойчивому управлению ресурсами[9], и призывает заинтересованные стороны также внести свой вклад в его составление и обновление.
[2] OJ L 312, 22.11.2008, с. 3
[3] Технический отчет Европейского центра профилактики и контроля заболеваний «Профилактика и контроль инфекций при управлении домохозяйствами с людьми, у которых подозревается или подтверждена коронавирусная болезнь (COVID-19), 30 марта 2020 г.