/
5 ноября 2020
389

Почему упаковщикам в Казахстане нужен запрет на экспорт

Почему упаковщикам в Казахстане нужен запрет на экспорт

У производителей бумаги осталось сырья на полмесяца, сообщили члены ОЮЛ «Ассоциация упаковщиков Казахстана» на пресс-конференции во вторник, 3 ноября. Потом может начаться снижение производства, а значит – сокращение штатов и налогов. Чтобы этого не произошло, переработчики макулатуры просят в качестве меры поддержки отечественного производства ввести долговременный запрет или квотирование для вывоза сырья за рубеж.

«В Казахстане остро стоит вопрос с сырьем в целом и вторичным в частности, – объяснил сложившееся положение глава ассоциации Батырбек Аубакиров. – В Казахстане облесение всего 3,8 %, и целлюлозно-бумажная промышленность «питается» только макулатурой. Мы пробовали использовать в качестве сырья солому, камыш, лен, но пока альтернативы макулатуре нет. В год перерабатывается более 200 тыс. т макулатуры. Благодаря запрету на вывоз, введенному в 2019, мы нарастили инвестиционный потенциал, начали экспортировать продукцию в Узбекистан, Таджикистан. Меры поддержки со стороны государства бывают разные – «Экономика простых вещей», «Дорожная карта бизнеса» и т. д., но именно наличие сырья определяет возможность конкурировать.
По динамике роста бумажная промышленность входит в первую пятерку: объем рынка в целом 60 млрд тенге, но до конца года может вырасти до 80 млрд тенге, сообщил Аубакиров. Работает в отрасли напрямую более 2000 человек, плюс вспомогательный персонал – всего обеспечивается около 4 тыс. рабочих мест. В 2020 г. выплачено 5 млрд тенге налогов с ростом на 30 %».
 
«Если будет сниматься запрет, а потом вновь вводиться или полностью будет открыт рынок для вывоза сырья с территории республики, то это негативно отразится на инвестклимате. Поэтому решение должно быть взвешенным и окончательным. Одним из оптимальных решений может стать механизм квотирования, который должен регулировать вывоз количества излишков сырья, – считает Аубакиров. – Предлагаем создать рабочую группу под председательством вице-премьера Романа Скляра из представителей Министерства индустрии и инфраструктурного развития, Министерства торговли и интеграции, НПП «Атамекен» и отраслевых ассоциаций и выработать механизм квотирования совместно с участниками рынка. Мы готовы дискутировать на любых площадках и брать встречные обязательства».
«Атамекен» уже полностью на стороне упаковщиков – об этом сообщила Зифа Якупова, директор департамента обрабатывающей промышленности нацпалаты.
«Введение запрета дало положительный импульс, – констатировала она и подкрепила тезис цифрами: – За январь-сентябрь объем производства увеличился на 15 %, до 59,9 млрд тенге, производство ящиков выросло на 19 %, туалетной бумаги – на 16 %, бумажных полотенец – на 6,6 %. Экспорт составил 29,4 млн долл. В отрасли работает 2,8 тыс. человек, фактическая численность работников во время карантина не уменьшалась, даже показывает рост. Всего действует 331 предприятие, 318 – это малый бизнес, 10 – средних, ни одно не останавливалось. НПП поддерживает всех участников данного рынка, мы за развитие отечественного производства на территории Казахстана. Будем принимать взвешенное согласованное решение с госорганами и предпринимателями».
Отмена запрета на вывоз макулатуры повлечет повышение цен на продукты, которые упаковываются в тару из переработанного сырья, в частности яиц, предупредил Алмат Булегенов, генеральный директор ТОО «Kagazy Recycling», так как придется завозить макулатуру из России, где она дороже.
«Наше предприятие платит 3 млрд тенге в год налогов, это 7–8 % налогов Карасайского района», – добавил он.
 
Коллегу поддержал Павел Терехов, руководитель ТОО «Интер Мульти Сервис».
«С моей точки зрения, запрет на вывоз – очень правильное решение, и если оно перейдет в узаконенную плоскость, это даст нам дополнительные рычаги, чтобы поставлять продукцию на местный рынок, – отметил он и обратился к сборщикам макулатуры: – Мы не хотим вас обанкротить, мы хотим, чтобы вы научились собирать макулатуру, она очень необходима, у нас страна без лесного массива. Вы должны научить наших граждан собирать вторсырье. Не гнаться за длинным рублем, а думать патриотически о стране».
Почему переработчикам невыгодно завозить макулатуру из-за рубежа, объяснила Зира Якупова.
«По данным за 2018 г., импортная макулатура стоит 331 долл. за тонну, а вывозим мы по 146 долл. за тонну, то есть разница 186 долл. Мы изначально ставим наших производителей в неравные условия с зарубежными. Причем 52 % сырья обеспечиваем за счёт заготовителей внутри страны, а 48 % импортируем», – сообщила она.
Тогда, может, стоить поднять внутренние закупочные цены, задал вопрос спикерам корреспондент Forbes.kz.
«У каждой макулатуры своя структура прочности, – объяснил в ответ Батырбек Аубакиров. – Российская качественнее, так как в нее добавляется первичная целлюлоза, а мы перерабатываем одну и ту же, и по технологии необходимо добавлять более прочные волокна. Если мы поднимем цены и цена будет одинаковой, но при этом качество российской будет выше, то мы проиграем конкуренцию. Единственное наше преимущество – мы по цене можем держать и быть конкурентоспособными».
Конкретные тарифы на макулатуру по просьбе Forbes.kz назвал Алмат Булегенов:
«Мы каждый месяц отслеживаем индексы. В России цена – 63 тыс. тенге за тонну, мы принимаем по 60 тыс. тенге за тонну. Почему сборщикам было выгодно вывозить в Россию? Потому что в таможенных документах оформлялись в три-четыре раза заниженные цены, соответственно, они платили налог меньше, а когда через нас это пройдет, через нашу налоговую базу, соответственно, они будут вынуждены платить эти налоги. А когда в Россию будет уходить, оттуда зайдет каким-то образом черным налом. Пожалуйста, проверьте сборщиков!».
 
Еще один аспект проблемы обозначил Павел Терехов.
«Если мы проследим цепочку от сборщика макулатуры до нас, то увидим, что они собирают первичный материал из супермаркетов, торговых центров по 30–35 тенге (за кг). Остальное – добавленная стоимость: упаковка, доставка, маржинальность у сборщиков зашкаливает, не менее 30 %, 10–15 тенге разницы. До нас сырье доходит по цене около 60 тенге за кг. Разница с Россией, которая сейчас есть, уже неинтересна, как бизнес это может пойти на спад. Но мы не должны надеяться на то, что там цена макулатуры не будет подниматься – нужно вводить ограничения. Мы готовы восполнить этот рынок, поставить заслон импортному сырью и производить свою продукцию с меньшей стоимостью», – пообещал он.
forbes.kz

Источник: forbes.kz

Другие новости