ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО - Лига переработчиков макулатуры

САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АССОЦИАЦИЯ "ЛИГА ПЕРЕРАБОТЧИКОВ МАКУЛАТУРЫ"

позвонить нам: (495) 137-73-55 схема проезда карта сайта
Главная склонность человека направлена на то, что соответствует природе.
Цицерон Марк Тулий

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Председателю Правительства Российской Федерации Дмитрию Анатольевичу Медведеву

 

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

В настоящее время проходит широкое обсуждение проблем совершенствования системы обращения с отходами в России, прежде всего в целях роста доли утилизации отходов и сокращения их захоронения. Однако при обсуждении законодательных инициатив мнение специалистов профильных отраслей переработки отходов остается без внимания. Переработчики отходов отчетливо и ясно понимают, что и как необходимо отрегулировать законодательно для того, чтобы рынок переработки стал прибыльным, конкурентоспособным и инвестиционно привлекательным.

Зарубежные эксперты неоднократно выражали уверенность, что Российская Федерация, используя собственный потенциал и локальные особенности в сочетании с элементами передовых систем в мире, сможет в ближайшие 3–5 лет успешно пройти тот путь создания новой отрасли экономики, на который Германии потребовалось 30 лет. Это подтверждается опытом новых членов ЕС, которые, внедряя систему расширенной ответственности производителя (РОП) по модели Германии, достигали идентичных результатов в течение 3–5 лет. Именно система РОП является центральным элементом системы обращения с отходами во всех странах-лидерах, направляющих на утилизацию максимальную долю твердых коммунальных отходов (ТКО).

В мире не существует более мягкого законодательства о расширенной ответственности производителя (РОП): только в России всем производителям (импортерам) товаров и упаковки (далее – товаропроизводители) предоставлена ничем не ограниченная возможность исполнения РОП путем заключения договоров с любыми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также через любые ассоциации, созданные товаропроизводителями. Наше законодательство предусматривает целых 5 способов исполнения РОП, тогда как ни в одной системе РОП в мире (а их около 400) не предусмотрено полностью самостоятельного ее исполнения (за исключением отдельных видов товаров). Так, на круглом столе «Расширенная ответственность производителей: механизмы регулирования, реализации и контроля на примере Германии», проведенном Немецким Обществом по Международному Сотрудничеству (ГИЦ) 27.09.2019, сообщалось, что в Германии самостоятельно выполняют свою ответственность лишь несколько десятков компаний и только в одном секторе – утилизация транспортных средств.

Все существующие на сегодняшний день системы РОП в мире предполагают наличие единых для страны системных организаций по исполнению РОП. Эти организации аккумулируют средства товаропроизводителей в размере 100 % ставки сбора по соответствующим видам товаров и упаковки.

Европейские системы РОП допускают сбор и расходование средств экосбора (под пристальным контролем государства) только силами ограниченного числа специально уполномоченных организаций, в большинстве стран такая организация является единственной и безальтернативной национальной системой. В европейских странах товаропроизводители не могут произвольно и в любом количестве создавать ассоциации по выполнению РОП и (или) самостоятельно заключать контракты с любыми операторами на рынке. В России же системных операторов создано не было, не сложилось и массовой системы самостоятельного исполнения РОП (ничего, кроме отдельных PR акций, сделано не было), а большинство организаций продолжало уплачивать экологический сбор государству. Более того, получило распространение «фейковое» исполнение РОП, известное как торговля актами утилизации и наносившее огромный ущерб действительным переработчикам отходов.

Ассоциации товаропроизводителей вместо развития системы РОП с 2015 г. предпринимают попытки замедлить развитие РОП как основного элемента возврата вторичных ресурсов в оборот: вначале предлагалось установление нормативов в размере 0 % на 2015–2017 годы, затем постепенное увеличение нормативов на 5 % и менее в год. При этом многие чиновники уже поплатились за отсутствие прогресса в ситуации с отходами, и не только в Минприроды России; под угрозой оказались позиции лидеров регионов из-за протестного движения в «мусорной» сфере, которое достигло небывалого размаха. В то же время ассоциации товаропроизводителей с упорством, достойным лучшего применения, прилагают все усилия, чтобы ввести в заблуждение как все общество, так и отдельных должностных лиц, ответственных за принятие решений. Те же транснациональные компании, которые во всех европейских странах оплачивают системным операторам 100 % себестоимости возврата в хозяйственный оборот товаров и упаковки, которые они выпускают на рынок, в России оплачивают лишь от 5 до 35 % себестоимости такого возврата.

Постоянно и на всех площадках эти компании устами своих российских представителей говорят о «постепенном увеличении нормативов утилизации», что является прямой ложью или в лучшем случае подменой понятий, потому что в Европе нет никаких нормативов утилизации, это чисто российское изобретение: во всех странах, повторим, товаропроизводители вносят экосбор за 100 % выпущенных товаров. В Европе есть целевые показатели по достижению того или иного уровня переработки к тому или иному сроку, но это именно цели, которые можно сравнивать, например, с целевыми показателями, определенными Национальным проектом «Экология», но никак не с некими «нормативами утилизации», не имеющими под собой реального смысла.

СРО Ассоциация «Лига переработчиков макулатуры» всегда протестовала против такой подмены понятий. Еще два года назад нами были направлены письма в адрес глав всех регионов Российской Федерации, в Аппарат Правительства РФ, руководителям профильных министерств и ведомств, в Счетную палату РФ, депутатам Государственной Думы ФС РФ, а также в профильные ассоциации и общественные объединения. Мы пытались убедить адресатов в том, что умножение ставки сбора на норматив утилизации экономически абсурдно, а смешение целей Европейского Союза и отдельных стран или квот по переработке, устанавливаемых для системных операторов РОП в отдельных странах, с «нормативами утилизации» – абсолютно недопустимо. Никакого другого размера сбора, кроме как 100 % ставки, существовать не может.

В ряде европейских стран государство берет на себя не только контроль сбора и расходования средств, но и саму организационную деятельность системы: товаропроизводители уплачивают налог, а государство распределяет средства самостоятельно, в том числе среди муниципалитетов, которые отчитываются о достижении целевых показателей (Дания, Греция, Мальта). И только когда система начинает функционировать стабильно, для повышения эффективности контроль передается товаропроизводителям. Однако в России доверие к товаропроизводителям как к партнерам, готовым взять на себя организацию возврата отходов от своих товаров в оборот, подорвано.

Ассоциации товаропроизводителей на протяжении всего периода формирования законодательства, регулирующего РОП, были активными участниками этого процесса, государство создавало правила игры с полным учетом их мнения, рассчитывая, что результатом станет эффективное и добросовестное функционирование системы РОП. Доверие не оправдалось: так, по данным крупнейшей российской ассоциации товаропроизводителей РусПРО за год благодаря усилиям ее членов (крупнейших компаний – производителей преимущественно пищевой продукции) переработано в сумме 212 тыс. т отходов упаковки, тогда как в одной только Москве за год образуется более 7 млн т ТКО, из которых около 40 % (то есть, около 3 млн т) составляет упаковка. С другой стороны, всего 15 тыс. хозяйствующих субъектов России представили отчетность об исполнении РОП, и в бюджет было собрано чуть более 2 млрд руб. при расчетной цифре более 130 млрд. руб. Иными словами, внедрение РОП в России провалилось.

В ситуации, когда ассоциации товаропроизводителей вместо того, чтобы проявить конструктивную инициативу, в течение нескольких лет пытаются (сознательно или нет) обманывать и тянуть время, у государства не остается другого выбора, как взять контроль в свои руки. Создание национальной системы аккумулирования средств экологического сбора в целях последующего непосредственного их распределения компаниям-переработчикам в зависимости от количества реально переработанных отходов – это самая назревшая и актуальная задача в формировании российской системы обращения с отходами. СРО Ассоциация «Лига переработчиков макулатуры» полностью поддерживает решение Минприроды РФ о внедрении оплаты 100 % экологического сбора и введении моратория на исполнение РОП через ассоциации товаропроизводителей.

Основным опасением, связанным с повышением ответственности производителей, считается рост цен для потребителей. При этом анализ влияния РОП на цены показывает, что издержки производителей при 100%-ой ответственности на единицу продукции составят менее 1% цены товара. Расчетная сумма сборов в размере 136 млрд. рублей завышена, только по бумаге ошибочно учтены 14 млрд. рублей, при этом не принимаются во внимание объемы экспорта макулатуры. Реальная сумма составит около 80 млрд. рублей, или 45 рублей на одного россиянина в месяц. В среднем на одного жителя Германии приходится около 1 евро экологического сбора. И на эти средства организована вся система раздельного сбора отходов в стране с одним из самых высоких уровней переработки в мире. При этом фактически средства распределены неравномерно: тот, кто потребляет больше, особенно товаров и упаковки, которые трудно перерабатываемы, платит гораздо больше того, кто покупает минимальный набор продуктов, при этом делая выбор в пользу минимума и экологичности упаковки, платит сумму, приближающуюся к нулю. Житель крупного мегаполиса будет нести большую ответственность, чем житель сельского поселения, который не будет платить практически ничего. Да и горожанин не будет платить практически ничего, если он, к примеру, будет находиться в отпуске, или перейдет на более ответственное потребление.

Во всех странах, добившихся успехов в создании новой экономики замкнутого цикла, неотъемлемым элементом системы является система РОП, предусматривающая ответственность за весь объем товаров и упаковки, попадающих на рынок. В другом формате эта система существует только в России. Те страны, которые заимствовали опыт Германии, за несколько лет достигли значительных успехов в возврате отходов во вторичный оборот. Приведение системы РОП в то единственное состояние, при котором она работает, позволит и России достичь тех же показателей. При этом не просто достигаются цели Национального проекта «Экология» по увеличению доли утилизации, а значит и снижению захоронения отходов, но и создается новая экономика замкнутого цикла, а это – новые рабочие места, развитие промышленности, рост экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью и так далее. Таким образом решается не только вал экологических проблем, но и экономических и социальных. Одно решение, направленное на достижение целей Национального проекта «Экология» и двенадцатой Цели устойчивого развития ООН («Обеспечение рациональных моделей потребления и производства»), способно привести к достижению целей большинства остальных национальных проектов и целей устойчивого развития: «Производительность труда и поддержка занятости», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Цифровая экономика», «Международная кооперация и экспорт», «Здравоохранение», «Демография», «Жильё и городская среда».

Уже более 50% отходов бумаги и картона перерабатывает российская целлюлозно-бумажная промышленность. Доля коммунальных отходов в этом объеме пока небольшая, но бумага уже является лидером по рециклингу в этом сегменте, а потенциал переработки макулатуры с учетом внешних и внутренних рыночных возможностей один из самых высоких. В России образуется около 7,1 млн. тонн макулатуры, пригодной для переработки, из которых собирается около 4 млн. Внутри страны перерабатывается около 3,6 млн. тонн или 51% всех пригодных для переработки бумажных отходов, остальное отправляется на экспорт. За период с 2012 года суммарный объем инвестиций в отрасль сбора и переработки макулатуры России составил около 60 млрд рублей. До 2022 года планируются вложения в размере еще около 40 млрд рублей. Отрасль обеспечивает прямо и косвенно занятость 35 тысяч человек. Существующие на сегодня мощности по переработки макулатуры в размере 4,5 млн. тонн в год значительно превышают сбор, в результате отрасль испытывает дефицит сырья.

Учитывая изложенное, уважаемый Дмитрий Анатольевич, Ассоциация «Лига переработчиков макулатуры» просит поддержать предложение Минприроды России по реформированию системы РОП, отраженное в концепции совершенствования института расширенной ответственности производителей и импортеров, разработанной Минприроды России во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2019 г. № АГ-П9-39пр, и тем самым по созданию высокоэффективного и конкурентоспособного рынка переработки отходов.

С уважением,

Денис Геннадьевич Кондратьев, член Наблюдательного Совета СРО Ассоциации «Лига Переработчиков Макулатуры», профессор кафедры устойчивого развития Московского университета имени С.Ю. Витте