Крупнейшие предприятия России с 2022 года обязали вести углеродную отчетность - Лига переработчиков макулатуры

САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АССОЦИАЦИЯ "ЛИГА ПЕРЕРАБОТЧИКОВ МАКУЛАТУРЫ"

позвонить нам: (495) 137-73-55 схема проезда карта сайта
Главная склонность человека направлена на то, что соответствует природе.
Цицерон Марк Тулий

Крупнейшие предприятия России с 2022 года обязали вести углеродную отчетность

Крупнейшие предприятия России с выбросами свыше 150 тыс. т эквивалента углекислого газа в год начиная с 2022 г. будут обязаны предоставлять углеродную отчетность, первые результаты которой появятся в 2023 г. Соответствующий закон «Об ограничении выбросов парниковых газов» вступил в силу в последний день декабря 2021 г.

О том, кого нормы закона коснутся в первую очередь и готова ли нормативная база для предоставления такой отчетности, рассказали эксперты, опрошенные ТАСС.

Проект федерального закона разработан Минэкономразвития как часть международных обязательств России в рамках Парижского соглашения, и был рассмотрен правительством в феврале 2021 г. Главная его цель – ограничение к 2030 г. выбросов парниковых газов, а также увеличение поглощающей способности лесов.

«Целевые показатели снижения выбросов парниковых газов в России основаны на обязательствах в рамках Парижского соглашения и основаны на принятой в этом году Стратегии низкоуглеродного развития РФ до 2050 г. (СНУР). Россия, вслед за крупнейшими экономиками мира, поставила перед собой цель достижения углеродной нейтральности к 2060 г., когда уровень выбросов парниковых газов будет ниже уровня их поглощения», – прокомментировал председатель координационного комитета проекта «Зеленая инициатива», председатель комитета по энергетике Ассоциации европейского бизнеса Эрнесто Ферленги.

Закон предполагает поэтапную реализацию. Первый этап вступил в силу в конце декабря 2021 г. и продлится до 2024 г. Он предполагает введение обязательной углеродной отчетности крупнейшими эмитентами выбросов парниковых газов (свыше 150 тыс. т эквивалента углекислого газа), остальные предприятия могут предоставлять углеродную отчетность на добровольной основе.

«Естественно, на первом этапе введение необходимости предоставления отчетности вызовет некоторые расходы, в том числе, связанные с установкой дополнительного оборудования и привлечения новых специалистов», – полагает Ферленги.

При этом, по его словам, весь мир движется в сторону углеродной нейтральности, а мониторинг и отчетность по выбросам парниковых газов – это необходимый первый этап. «Сегодня те компании, которые раньше других встали на путь модернизации и снижения углеродоемкости своих продуктов, получат неоспоримые преимущества, когда система учета углеродного следа станет обязательной и превышение допустимых квот повлечет за собой новые штрафы и платежи», – добавил собеседник агентства.

После 2024 г. углеродная отчетность станет обязательной для предприятий с выбросами свыше 50 тыс. т углекислого газа. Предполагается, что для систематизации углеродной отчетности правительством будет уполномочен специальный орган власти.

«В мировой практике принято считать основными секторами – эмитентами парниковых газов энергетику (73 %), сельское хозяйство и лесоразведение (18 %), химическую и цементную промышленность (5 %), а также отходоперерабатывающую отрасль (3 %). В этой связи, уверен, что российские компании именно этих секторов будут первыми предоставлять отчетность», – рассказал Эрнесто Ферленги.

При этом он добавил, что в этот список также стоит добавить строительство и транспорт.

«Если же говорить конкретно о компаниях, то это, прежде всего, представители ТЭКа, химической и металлургической промышленности, производители удобрений и руд – все те, чьим основным рынком сбыта являются западные страны, в которых уже предусмотрены углеродные налоги, системы торговли выбросами, и данные меры в ближайшем будущем могут быть применимы также и к импортерам в эти страны», – полагает собеседник агентства.

Аналогичной позиции придерживается партнер адвокатского бюро «Синум АДВ» Артем Казанцев. По его мнению, требования о предоставлении углеродной отчетности в первую очередь затронут компании, работающие в нефтегазовой, металлургической, энергетической и химической промышленности. Вместе с тем, углеродное регулирование будет актуально для крупных транспортных компаний, производителей строительных материалов, владельцев земель лесного фонда и сельскохозяйственных угодий, подверженных пожарам.

Несмотря на необходимость ведения углеродной отчетности, на текущий момент единая методика ее предоставления еще не утверждена.

«Методики [предоставления отчетности] нет, но появится, скорее всего, через год после начала действия положений закона», – полагает управляющий партнер Международной юридической компании «Кассин и Партнеры» Олег Кассин.

По его словам, в настоящее время подготовлен проект федерального закона, который предусматривает административную ответственность за непредставление отчетов о выбросах парниковых газов или их предоставление не в полном объеме. Речь идет о штрафе в размере от 100 тыс. до 150 тыс. руб. для должностных лиц и от 200 тыс. до 1 млн руб. – для юридических.

«Штрафы за непредоставление отчетности пока весьма невелики. Это может стать первоначальным расслабляющим фактором в серьезном подходе крупных компаний к отчетности по выбросам», – прокомментировал консультант по стратегическому развитию «КПК Капитал регионов» Григорий Пахомов.

В этой связи, по мнению адвоката Константина Ерохина, с отчетностью может возникнуть «много дополнительных вопросов, которые желательно решить до начала работы всей системы учета выбросов парниковых газов».

«Считаем, будет правильно, если российские компании смогут подсчитать свой углеродный след и предпринять шаги в сторону устойчивого развития еще до того, как заработают методология и механизмы выпуска и обращения углеродных единиц», – полагает директор по развитию Docrobot.ru Артем Баженов.

Несмотря на отсутствие методики, опрошенные эксперты сходятся во мнении, что сбором углеродной отчетности, вероятнее всего, может заняться Минприроды России либо подведомственные ей организации, а также структуры Минэкономразвития России.

«Одним из уполномоченных правительством федеральных органов исполнительной власти [для сбора углеродной отчетности], а их может быть несколько, полагаем, будет Минприроды, оно уже несколько лет как утвердило методические указания и руководство по количественному определению объема выбросов парниковых газов организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность в РФ», – полагает ведущий юрист Европейской юридической службы Павел Корнеев.

«Оптимальным вариантом для агрегации данных должна стать научная или общественная организация, к примеру РАН или один из ее институтов. В реальности будет ответственно либо Минэкономразвития, либо Минприроды», – считает вице–президент независимого топливного союза, заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев.

В свою очередь, в Минэкономразвития России прокомментировали, что на то, чтобы назначить уполномоченный орган для сбора отчетности, у правительства есть целый год.

«Согласно закону об ограничении выбросов парниковых газов крупные их эмитенты начнут предоставлять углеродную отчетность только с 2023 г. Поэтому у правительства еще есть время назначить уполномоченный орган», – сказали в пресс-службе.

Также закон предполагает создание правовой базы для обращения углеродных единиц, выпуск и обращение которых, по словам главы Минэкономразвития России Максима Решетникова, ожидается к концу первого полугодия 2022 г.

«Для запуска торговли углеродными единицами необходимо создать реестр углеродных единиц и утвердить критерии климатических проектов», – прокомментировали в пресс-службе Минэкономразвития России.

В министерстве добавили, что проекты постановлений и распоряжения правительства по оператору реестра и порядку его создания и ведения уже направлены в соответствующие органы власти. На согласовании также находятся и критерии климатических проектов.

«Создается ощущение, что к лету 2022 г. эта система, ввиду ее сложности и комплексности, не заработает. Мне кажется, необходимо еще несколько лет на создание и отработку всех необходимых государственных систем, их проверку в тестовом режиме, а также работу над ошибками которая, вероятно, потребуется в этой сфере», – полагает адвокат Константин Ерохин. По его мнению, для начала работы необходимо наладить работу всей системы в тестовом режиме, а на это может потребоваться еще несколько лет.

Также эксперты отмечают, что для запуска этого механизма предприятиям придется вложиться в модернизацию и закупку нового оборудования, что поначалу может сказаться на финансовых показателях компаний.

«С уверенностью можно сказать, что на момент запуска механизма компании увеличат свои издержки на оплату единиц и модернизацию, что будет заложено в их выручку. Либо цены на конечный продукт увеличатся, что ляжет на потребителя», – полагает консультант по стратегическому развитию «КПК Капитал Регионов» Григорий Пахомов.

Вместе с тем, как отмечает Эрнесто Ферленги, углеродная единица – это новый актив, который в дальнейшем, при взаимном признании между разными страна, можно будет обменивать, продавать или покупать для зачета снижения углеродного следа компании.

«По оценке президента РФ и некоторых экспертов, рынок углеродных единиц в России может составлять 50 млрд долл. Это означает, что климатические проекты в России, при условии их мирового признания, могут генерировать создание углеродных единиц на сумму, сопоставимую со стоимостью экспорта российской нефти за рубеж за первые 9 месяцев 2020 г.», – добавил собеседник агентства.

Источник: packboard.ru