САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АССОЦИАЦИЯ "ЛИГА ПЕРЕРАБОТЧИКОВ МАКУЛАТУРЫ"
Как создать безотходную торговлю
Главная проблема всех сетей после запрета на возврат не распроданного товара производителю – это борьба с образованием просроченных продуктов и их утилизация. Тему развила директор по корпоративным коммуникациям X5 Retаil Group (сети «Пятерочка» и «Перекресток») Елена Коннова.
«Нужно делать меньше того, что можно выбрасывать на свалку. Туда можно не выбрасывать многое из того, что мы сейчас туда отправляем», – отметила она.
Но и практика предотвращения образования отходов не избавляет от них окончательно. Прежде всего, ритейл образует отходы продовольственные. По данным, озвученным представительницей X5, все компании, входящие в АКОРТ, за год производят порядка 700 тыс. т пищевых отходов.
При этом, подчеркнула Елена Коннова, пустить на переработку можно все сто процентов просроченного товара.
Способов не допустить образование просроченных товаров или с наибольшей пользой от них избавиться много. Те же овощи можно распродать по сниженным ценам, пока они еще годны в употребление, отправить на корм животным, пустить на компост, отправить на свалку для переработки в топливо. Но помех на этом пути у ритейлера много.
Основная причина – законодательные препятствия. Так, для того чтобы сдать отходы на переработку в корм для животных, например нужен ветеринар, который определит, можно ли из них его делать. Такая схема будет работать только для больших магазинов.
Второй вариант решения проблем – отдать еще годный к употреблению товар на благотворительность. Дело благое, но на практике оказывается, что проще распродать его с уценкой, чем отдать. Отправляемый в благотворительных целях товар облагается НДС, который может доходить до 40 % от его стоимости.
«Мы с нашими партнерами инициируем законопроект, чтобы передача продуктов на благотворительность за неделю до конца срока годности не облагалась налогом. Тема перспективная, но нужны законодательные изменения», – отметила Елена Коннова
Чтобы решить проблему еще одного источника отходов – упаковки, спикер предложила пойти по пути Евросоюза – стимулировать вторичную переработку, экономику замкнутого цикла.
Сейчас сеть отдает на переработку 100 % картона и пластика, которые образуются в магазинах. Также X5 старается вовлечь в свои экологические программы покупателей: в магазинах сети начали устанавливать аппараты по приему пластиковых бутылок в обмен на чек, по которому можно получить скидку на покупку.
Опытом сети «Магнит» поделился представитель компании Роман Беляков. Данная сеть также собирает и перерабатывает отходы упаковки – пластик, картон, пленку. Часть отходов идет на упаковку из вторсырья – пакеты-майки, которые потом предлагаются покупателям. В 2018 г. компания собрала и сдала на переработку порядка 257 тыс. т картона, еще 17 тыс. т полиэтиленовой пленки и 9 тыс. т пластика.
В плане переработки отходов тон задает краснодарский офис «Магнита», где с 2017 г. стоят контейнеры для раздельного сбора мусора и все основные виды отходов — стекло, консервные банки, пластик, макулатура и батарейки сдаются на переработку или утилизацию. Как и в X5, «Магнит» внедряет у себя автоматы по сбору стеклянной и пластиковой тары.