Как будем менять систему РОП? - Лига переработчиков макулатуры

САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АССОЦИАЦИЯ "ЛИГА ПЕРЕРАБОТЧИКОВ МАКУЛАТУРЫ"

позвонить нам: (495) 137-73-55 схема проезда карта сайта
Главная склонность человека направлена на то, что соответствует природе.
Цицерон Марк Тулий

Как будем менять систему РОП?

Затаив дыхание, гофробизнес следит за возможными изменениями в системе расширенной ответственности производителя. Исполнительный директор ППК «Российский экологический оператор» Алексей Макрушин рассказывает о том, зачем нужен стопроцентный норматив утилизации, насколько оправдано введение моратория на самостоятельное исполнение РОП, а также затрагивает другие важные вопросы.

http://gofro.expert/wp-content/uploads/2019/10/1-e.jpg

– Алексей Вячеславович, зачем нужен стопроцентный норматив утилизации?

– Производители продукции и упаковки должны отвечать за утилизацию всего объема, а не какой-то его части. Если мы больше половины картона делаем из макулатуры, в чем смысл устанавливать норматив 15 %? Весь картон, вся макулатура должны попадать во вторичный оборот.

Точно так же в отношении материалов, которые возвращаются в хозяйственный оборот не на 50, а на 5 %: установить для них льготы в виде низкого норматива утилизации – значит поощрить низкий уровень переработки.

– Насколько оправданно решение ввести мораторий на самостоятельное исполнение РОП? Не станет ли это «началом конца» для мелких компаний-переработчиков?

– Это станет началом конца для жуликов, которые выдают справки об утилизации отходов, хотя реальной утилизации не происходит.

Поэтому те предприятия, которые действительно занимаются утилизацией, смогут получать финансирование из средств экосбора, а те, кто специализируется на поддельной документации, будут удалены с рынка.

Мы надеемся, что обновленная система позволит запустить механизм реформирования отрасли по утилизации отходов точно так же, как реформа отрасли с введением регионального оператора запустила механизм, который позволяет цивилизованно собирать отходы и доставлять их в установленные места, строить мусороперерабатывающие заводы, современные полигоны и т.д.

– Какие нормативно-правовые акты планируется для этого принять?

– Пока речь идет об утверждении концепции, но в дальнейшем потребуются изменения в закон № 89-ФЗ и другие нормативные акты. Какие именно, можно будет точно сказать после утверждения концепции.

Основные изменения коснутся профильного отраслевого закона и нормативных актов, которые регулируют взимание средств экологического сбора и их расходование.

– Кто будет администрировать уплату экосбора и распределять средства компаниям-переработчикам? На каких основаниях это планируется делать?

– Предполагается, что полномочия по администрированию экологического сбора от Росприроднадзора перейдут к Федеральной налоговой службе, которая будет взаимодействовать и с импортерами продукции, и с теми, кто работает в России.

При этом средства экологического сбора предполагается направлять в специальный фонд. Их расходование будет осуществлять РЭО согласно тем правилам, которые установит Правительство РФ.

– Экосбор будет един для всех?

– Безусловно, нет. Одной из целей его введения является максимальное вовлечение в оборот вторичных ресурсов, поэтому предполагается, что если компания при производстве товаров использует вторичные ресурсы, величина экосбора для нее будет снижаться.

То есть, если я половину упаковки делаю из вторичных ресурсов, мой платеж будет в два раза меньше, чем если бы я использовал только первичный материал.

Надеемся, что эта мера будет реально стимулировать компании использовать вторичные ресурсы.

– А вот как простимулировать регоператоров? Вы согласны, что сегодня стимулов заниматься сортировкой у них нет?

– Так происходит, потому что доходы, которые у них при этом возникают, исключаются из расчета тарифа на очередной год.

В связи с этим предлагается внести изменения в основы ценообразования, установив для мусоросортировочных станций некую цель по извлечению вторичных ресурсов.

Тариф будет рассчитан с учетом величины доходов, которые можно получить от реализации этих ресурсов.

Если компания сможет выбирать из отходов большее количество «вторички», то она будет зарабатывать. Если цели не будут достигнуты – будет нести убытки.

Такая система даст стимул выбирать больше вторичных ресурсов и отправлять их на утилизацию.

– Можно ли разрешить переработчикам и заготовителям устанавливать контейнеры для раздельного сбора помимо системы, обслуживаемой регоператором?

– Достаточно большой поток отходов идет мимо регоператора. Это, прежде всего, отходы, которые образуются у предприятий торговли, собираются на спецпунктах и т. д.

Считаем, что в текущих условиях следует поддерживать и развивать альтернативные системы сбора отходов, поскольку создание монополии региональных операторов как минимум на первом этапе приведет к тому, что объемы утилизируемых отходов будут снижаться.

Поэтому надо как повышать заинтересованность региональных операторов в использовании раздельного сбора отходов, так и создавать для других организаций стимулы сортировать отходы.

Назову очень интересный проект по введению раздельного сбора отходов в поездах дальнего следования, есть хорошие инициативы и у других компаний. Все это позволит достичь направления большей части расходов на утилизацию и обеспечить достижение целевых показателей нацпроекта «Экология».

Беседовала Ольга Шевелева, специально для gofro.expert