САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АССОЦИАЦИЯ "ЛИГА ПЕРЕРАБОТЧИКОВ МАКУЛАТУРЫ"
Экономические кризисы и ЦБП
Четвертая сессия вебинара «Девятый вал» мировой экономики: выработка антикризисных стратегий для предприятий ЦБП», проведенная PAP-FOR в партнерстве с СРО Ассоциацией «Лига переработчиков макулатуры» и ООО «Центр системных решений».
Кризис, вызванный эпидемией коронавируса, неоднозначно повлиял на целлюлозно-бумажную промышленность в России и в мире.
Сегмент санитарно-гигиенической продукции (СГИ) в России интенсивно растет. Его рост связан с изначально низким уровнем потребления СГИ на душу населения в России по сравнению с прочими странами.
В условиях эпидемии COVID-19 в России как и во всем мире наблюдался скачок спроса на СГИ, который произошел в сегменте продукции для домашнего потребления.
Профессиональный сегмент, напротив, характеризуется интенсивным снижением в связи с закрытием предприятий общественного питания, отелей, гостиниц, торговых центров, офисов и пр.
Схожая картина развернулась в сегменте упаковки: перераспределение объемов произошло в пользу товаров повседневного спроса при снижении сегмента товаров длительного пользования (мебель, техника, одежда).
Основной объем сегмента упаковки представлен гофрированным картоном. Рынок тарных картонов и гофропродукции в России с 2019 г. находится в состоянии кризиса, вызванного излишком мощностей и профицитом предложения.
Сегмент информационных бумажных носителей и до кризиса характеризовался стагнацией и снижением спроса. Это объясняется тем, что население все чаще читает новости, книги и использует другие источники информации в электронном формате. В условиях кризиса сложившаяся тенденция только усилилась.
При этом сохраняется высокая вероятность, что после окончания пандемии восстановления показателей рынка может не произойти из-за смены модели потребления.
Для производства СГИ это означает сокращение сырьевой базы, так как отходы производства и потребления бумажных информационных носителей являются одним из основных видов сырья для производства СГИ.
Для рынка упаковки падение рынка бумажных информационных носителей означает увеличение риска перехода компаний из данного сегмента в сегмент упаковки, что может привести к еще большему профициту производственных мощностей.
Рынок тарных картонов и гофропродукции находится под влиянием двух кризисов: внутриотраслевого и общего экономического.
Отраслевой кризис начался в 2019 г. На протяжении последних лет основным драйвером рынка было импортозамещение. К 2019 г. политика импортозамещения практически исчерпала себя, в результате рынок замедлился.
При этом ввод мощностей продолжился, что привело к профициту мощностей, который повлек снижение цен на готовую продукцию и ухудшение экономических условий для производителей.
Экономический кризис, триггером которого стала эпидемия коронавируса, привел к снижению платежеспособного спроса населения, а также физическому сокращению потребления в связи с введением карантина.
Выраженная положительная динамика цен на тарные картоны и упаковку обеспечила рост доходности в отрасли и стимулировала инвестиционную активность отраслевых игроков.
Многие производители тарных картонов (как мелкие, так и крупные) начали проекты по увеличению производственных мощностей. В результате в 2019 г. рост мощностей существенно превысил рост спроса на тарные картоны.
При этом не все заявленные проекты были реализованы и запущены. Часть из них была перенесена на следующие годы. В то же время интенсивная фаза роста рынка завершилась (импортозамещение большей части товаров уже произошло).
Рынок продолжает расти, но не теми темпами, которыми растут мощности. В результате сформировался профицит предложения.
Ситуацию усугубляет изменение внешнеторговой ситуации. Изменение рыночных условий привело к резкому снижению цен на тарные картоны и гофропродукцию, что свидетельствует об ухудшении финансового положения производителей.
Кризис привел к снижению спроса на товары и колебанию расходов физических лиц. При этом уменьшение затрат на потребление, прежде всего, вызывает изменение структуры потребления: сокращается потребление услуг, объем покупок товаров длительного пользования.
Физический объем потребления товаров повседневного спроса сохраняется на прежнем уровне либо снижается незначительно.
Потребление упаковки зависит в первую очередь от физических объемов, причем в основном спрос на упаковку определяется производством товаров повседневного спроса.
Помимо кризисных явлений, связанных непосредственно с эпидемией, российская экономика также пострадала от падения цен на нефть. Результатом стало снижение курса рубля по отношению к прочим валютам. Аналогичный сценарий разворачивался в период с 2014 по 2016 гг.
Падение стоимости валюты привело к изменению курса политики на импортозамещение, результатом которого стал рост экспорта неэнергетических товаров, включая бумагу и картон, волокнистые материалы (в меньшей степени), а также прочие виды продукции, для которых применяется упаковка из гофрированного картона.
Сам по себе гофрированный картон не имеет экспортного потенциала в силу низкой плотности продукции (короткое логистическое плечо). Падение курса рубля в 2020 г. может дать новый толчок росту экспорта.
Основную поддержку упаковочной отрасли в периоды ухудшения экономической ситуации оказывало изменение структуры розничной торговли. В предыдущем десятилетии основным фактором был рост сетевой розницы, обеспечивший повышение роли упаковки в коммуникации с потребителем.
Кризисные изменения последних лет не нанесли ущерба рынку гофрированного картона, а наоборот, ускорили его рост в связи с политикой импортозамещения.
В последние годы дополнительным драйвером стал рост онлайн-торговли, которая получила дополнительный стимул после введения ограничительных мер в связи с эпидемией коронавируса.
Но даже в более спокойной обстановке покупки через Интернет стали частью повседневной жизни множества людей. Онлайн-магазины фактически создали новый сегмент упаковочного рынка.
Следующий фактор, обеспечивший рост рынка упаковки – изменение потребительских предпочтений и привычек. Потребление «на ходу» и вне дома по понятным причинам резко снизилось, однако тенденция к сокращению массы вложения товара в упаковку сохраняется и продолжится.
В обоих случаях падение экономических показателей не приводило к падению рынка гофрированного картона (в 2009 г. наблюдалось замедление роста, но рынок продолжил расти).
Несмотря на видимое ухудшение экономической ситуации, для сегмента упаковки остаются резервы роста спроса. В то же время существует ряд факторов, представляющих угрозу замедления рынка.
Однозначные выводы о том, по какому сценарию будет развиваться рынок, в текущий момент сделать невозможно.
Если динамика рынка по итогам года может показать как падение, так и небольшой рост, то для экономических условий производителей тарных картонов и гофроупаковки предвидятся более выраженные негативные последствия.
В первую очередь возможна реализация запланированных проектов по увеличению мощностей. Дополнительную угрозу представляет переход производителей бумажных информационных носителей в освоенные сегменты упаковки, где и так наблюдается профицит предложения.
Дополнительным фактором является снижение числа потребителей, что приведет к росту их рыночной власти и, как следствие, большему давлению на цену.
Кризисная ситуация создает предпосылки для давно назревшей санации отрасли, однако она может пройти более болезненно, чем в предыдущие периоды.
У российских игроков ресурсы для консолидации отрасли отсутствуют, иностранные инвесторы во время кризиса также не проявят видимого интереса к российскому рынку.
Ни в 2008-2009 гг., ни в 2015 г. в отрасли не отмечалось существенного выбытия мощностей. Единственный известный пример – остановка работы ПО «Гофра», которое впоследствии было выкуплено Группой «Илим» и в настоящее время вновь функционирует.
В наиболее выигрышном положении оказываются интегрированные структуры по очевидной причине лидерства в издержках. Целлюлозные игроки получат возможность расширить экспорт тарных картонов, обеспечивая собственные производства упаковки закупками макулатурного сырья.
Рост концентрации в отраслях-потребителях упаковки обеспечит преимущества крупным производителям упаковки, обладающим лучшими, по сравнению со средними по рынку, производственными и управленческими технологиями и способными предоставить не только лучшую продукцию, но и лучшее сопровождение и дополнительные услуги.
Мелкие производители упаковки будут вытесняться в сравнительно узкие рыночные ниши.
Более того, финансовые институты предпочтут работать с крупными производителями – соответственно, крупными и менее рисковыми заемщиками.
Затруднение доступа к финансированию в условиях падения доходности для мелких производителей будет означать сокращение возможности поддерживать оборудование в состоянии, необходимом для выпуска качественной продукции в требуемых объемах.
Аналогичная ситуация складывается в сегменте тарных картонов. Наибольшему риску подвержены эксплуатанты устаревших машин – узких, тихоходных, односеточных, – не способные расширить ассортимент в направлении наиболее востребованных продуктов.
Скачать презентацию полностью.
Первая сессия вебинара «Рынок макулатуры в России».
Вторая сессия «Будущее рынка тарного картона и гофроупаковки».
Третья сессия «Макулатура 2.0. Стратегия профицита».
Следующая сессия, в ходе которой пройдет онлайн-интервью с экспертом в отрасли ЦБП, состоится 13 мая в 15.00.
Источник: gofro.expert