/
24 декабря 2021
358

Бизнесу готовят новый РОП

Бизнесу готовят новый РОП

В марте 2022 г. Госдума РФ рассмотрит законопроект об ответственности производителей за утилизацию упаковки. Концепция расширенной ответственности производителей (РОП) призвана сбалансировать объемы выпускаемой и утилизируемой упаковки. Согласно ей, производители товаров в упаковке должны будут либо утилизировать ее на собственных мощностях, либо заключать договоры с утилизаторами, либо оплачивать экологический сбор. В конце 2020 г. концепцию одобрило Правительство России.

Новая концепция РОП должна была заработать с начала 2022 г. Планировалось, что в течение 2021 г. будет создан документ, который определит условия для развития в России отрасли переработки отходов, поспособствует максимальному возврату сырья в оборот, а не просто введет новые сборы для бизнеса. Но такой законопроект, согласованный с профильными министерствами и бизнесом, до сих пор не разработан.
Переработке нужна поддержка
Эксперты сходятся во мнении, что концепция РОП содержит положительные моменты, которые могут способствовать внедрению прогрессивных технологий производства более экологичной упаковки.
Если производители товаров начнут внимательнее подходить к выбору производителя упаковки, то у последних появится мотивация к разработке более экологичного товара и внедрению новых технологий. «Основной проблемой сейчас является определение окончательных критериев экологичности упаковки, а также рамок ответственности за элементы процесса производства, переработки и утилизации упаковки между всеми участниками. Это должно касаться не только локальных производителей товаров и упаковки, но и импортеров», – считает аналитик «Фридом Финанс» Антон Скловец.
Способствовать внедрению прогрессивной технологии производства более экологичной упаковки могут меры государственной поддержки для инвестиционных проектов по переоборудованию производства с целью вовлечения вторичного сырья в производство. «Эти меры должны касаться инвестпроектов по производству экологичной упаковки. Необходимы серьезные финансовые вливания в создание субъектами предпринимательства таких производств. Этому в концепции должно быть уделено первейшее внимание. По сути, концепция должна начинаться с подробного описания таких мер», – анализирует сопредседатель Краснодарского краевого отделения «Опоры России» Мурат Дударев.
Экосбору нужна прозрачность
Экологический сбор с производителей в РФ взимается с 2015 г., но сегодня его оплачивают не все. Новая концепция РОП повышает ответственность производителей. Она предполагает повышение нормативов утилизации упаковки до 100 %, а также индексацию ставки экосбора для тех предприятий, которые не берут на себя переработку. По мнению экспертов, усовершенствованная РОП позволит увеличить собираемость экосбора с 3 млрд руб. до 200 млрд руб.
Средства экологического сбора взимает Росприроднадзор. По информации Южного управления Росприроднадзора, в 2021 г. была проведена проверка отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за предыдущий год. Было установлено, что некоторые компании исказили информацию об утилизированной упаковке, что повлекло сокращение суммы уплаченного экологического сбора. Например, ООО «Пивоваренный завод Хадыженский» недоплатило более 6,5 млн руб., ООО «ВЕК» – около 4,5 млн руб. По требованию Роспотребнадзора некорректная отчетность была исправлена, недостающие суммы доплачены.
Усовершенствованная концепция РОП распорядителем поступлений назначает ППК «Российский экологический оператор». По мнению экспертов, администрирование экосбора должно быть прозрачным. «Налогоплательщики хотят видеть эффективность от своих сборов до копейки. Если государство решит этот вопрос, то проблем с собираемостью будет гораздо меньше», – считает Мурат Дударев.
«В концепции РОП отражены основные проблемы администрирования, учета и контроля. Но решение не в создании еще одного ЕГИС, а в полном переосмыслении управления институтом РОП. Например, передаче функции сбора коммерческой организации, учрежденной государством, способной гибко реагировать на колебания рынка вторичных материальных ресурсов, стабилизировать спрос и предложение. Аналоги таких организаций мы можем найти в Беларуси и Казахстане. В этих странах 100 % РОП на упаковку», – говорит руководитель лаборатории по исследованию экономики замкнутого цикла РАНХиГС, основатель экспертной группы Wasteconsulting Содном Будатаров.
Цену урегулирует рынок
Ряд экспертов и производителей товаров утверждают, что цены на продукцию в связи с введением РОП вырастут. «В процессе разработки концепции РОП шла работа над тем, чтобы этот процесс никак не отразился на конечном потребителе. Однако вряд ли это возможно, так как внедрение новых технологий, организация процесса утилизации требуют дополнительных инвестиций. Скорее всего, эти издержки лягут на плечи конечных потребителей», – анализирует Антон Скловец.
Но их оппоненты считают, что такие утверждения ничем не подкреплены и опровергаются мировой практикой. По расчетам экспертов, последствий повышения норматива утилизации до 100 % граждане России на себе не почувствуют. Рост себестоимости продукции составит менее 0,5–1 %, по отдельным видам упаковки – до 3 %.
«В Беларуси и Казахстане были суждения о значительном росте цен на товары, но они не подтвердились. Так, в Беларуси на начальном этапе платежи были менее 1 % от себестоимости, и никто этого не заметил. По многим позициям платежи начинались с 0,3 % от стоимости. Например, платежная доля в РОП по ПЭТ-бутылке – 1,5 белорусских копейки, а розничная цена минеральной воды 1,2 белорусских рубля», – говорит господин Будатаров.
В пресс-службе компаний – производителей молочной продукции и мороженого, объединенных брендом «Коровка из Кореновки», прокомментировали, что увеличение стоимости их товаров ограничено спросом на готовую продукцию. «Стоимость тары составляет 3–4 % от себестоимости нашей продукции. Расходы по ее утилизации или экологический сбор не превысят этих значений. В связи с внедрением концепции РОП цены для конечного потребителя могут вырасти в пределах этих показателей, если позволит конкуренция на рынке», – поясняет производитель.
www.kommersant.ru

Источник: www.kommersant.ru

Другие новости